?

Log in

No account? Create an account
Записи Друзья Календарь О себе Предыдущая Предыдущая Следующая Следующая
Париж романтиков vs. Париж цЫников... - Соня Тучинская
были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы. ...
tuchiki
tuchiki
Париж романтиков vs. Париж цЫников...

Чтобы понять, о чем я здесь толкую, нужно прочесть зарисовку Елены Матусевич "Мой Париж будет таким" . Ну, если поленитесь и не прочтете, вот в двух словах: автор,  русская американка, преподаватель французского, художница, и писательница, посетив недавно Париж, остановилась не в гостинице на Левом Берегу, а в двухкомнатной квартире Хакима на окраине Парижа. Хозяин квартиры, в одной из двух комнат которой  Елена нашла недорогой приют, описан настолько харизматической личностью, что Елена и всем нам желает, для лучшего ознакомления с "новым" Парижем, впредь остановливаться именно у Хакима. На парижской окраине Елену очаровал не только Хаким и его неподражаемо обаятельный кот, но и все остальное, что ей довелось там увидеть минувшей осенью.

Елена приводит примеры, которые должны нас убедить, что безумно предупредительные и  патологически вежливые туземцы, выходцы из стран Магриба, необычайно выигрывают сегодня в сравнении с молодыми французами. Да, даже и не только с французами, а вообще с белыми. Юноша-славянин в трамвае толкнул Елену в бок, и не извинился. А чернокожий юноша, напротив, как увидел, что у одной пожилой француженки заколка из волос выпала, так тут же и подобрал ее и хозяйке, поверите вы или нет, вернул. Вот на таких серьезных "примерах из жизни" Елена приходит к утешительному выводу: интеграция мусульман во Франции развивается успешно. А французы еще и наварили, запустив в свои пределы такие полчища столь изысканно воспитанных молодых людей. Раньше Париж был зловонный и с крысами в метро, а теперь, после полной победы мульти-култи - стало чище, благоуханней и вообще, как то веселее. 

Т.е. главный вывод таков - мультикультурализм  для  Франции так же пользителен, как вливание старушенции из старого  аристокракратического рода  новой здоровой крови.  (Хакима и его друзей с окраин Парижа.)

Ну,  это была преамбула. Она легко прочитывается по комментам, оставленным под статьей Елене пол-года назад. А сказка - впереди.

В свое время я стояла у истоков первого раунда споров "о Париже Елены Матусевич." Я ей тогда напоминала о  роли друзей Хакима в поджогах Парижа и т.д. Сейчас, через полгода, набирает обороты второй раунд.

Но расклад остался прежним. Никакие рациональные доводы с полной статистической выкладкой, терпеливо приводимые обстоятельными оппонентами Елены, ровно также как и полгода назад, не изменили любовный взгляд Елены на "Ее Париж". Елена  осталась непоколебимо влюбленной в "Свой Париж", к которому все больше и больше применимо два  любимейших  слова из словаря любой культурной женщины: ethnic diversity.

Понятно, что дело оппонентов - дохлое. Потому, что спор этот идет не между двумя диспутантами, а между двумя противоположными мироощущениями - романтическим и цЫиническим. Исповедовать первое - легко и приятно. Это  не  требует ни одного качества, кроме  обобщенного сочувствия обездоленным всего мира и ability to "wishful thinking". Что означает верность избранной доктрине вопреки любым любой реальности  (в, частности, статистике). Со вторым сложнее - и имидж в глазах зрителей не выходит такой белый и пушистый, и  хотя бы средняя способность  к анализу причинно-следственных связей должна быть в наличии...

Мне показалось заманчиво продемонстрировать два вышеозначенным типа сознания на личном примере.

В один из своих давних визитов в Ленинград я зашла в Синагогу на Лермонтовском и, пообщавшись там с прихожанами, решила заодно наведаться к Блоку на Пряжку. Благо, Музей-Квартира его находятся в более, чем досягаемой близости от Синагоги, да и идти по Лемрмонтовскому - красота, благодать одна. Что-то я увидела накануне по местному ТВ о новых экспонатах полученных Музеем. Вот, думаю, как раз и полюбуюсь . Уже на подходе к Пряжке я рассмотрела  довольно длинную очередь.

- Вот так, - думаю. Нам всегда кажется, что мы такие особенные, что только у нас есть интерес к Блоку, к истиной, а не массовой культуре. А вот, сколько людей, увидев вчерашние новости, пришли ознакомиться с
новыми материалами по Блоку.

В этих возвышенных размышлениях, я успела достичь очереди. Было без четверти два, и жители этого микрорайона нетерпеливо ожидали открытия винного магазина, которые, по всей видимости, в рамках борьбы с пьянством, открывались в тот год в 2 часа дня. Вход в магазин был в соседнем с Музеем доме и при моем плохом зрении породил описанную мною выше аберрацию.

Как поступает в этом случае (перепутав очередь в винный магазин с очередью в музей ) человек с цЫническим типом мышлением?

Первое - он начинает громко смеяться над самим собой. То есть, натурально в голос ржать над своими маниловскими представлениями о действительности.
Второе - он навсегда расстается с доктриной, что Музей Блока сможет когда -либо стать  объектом паломничества для его бывших соотечественников. И обогащенный этими новыми знаниями цЫнический человек бодро открывает дверь в Музей, где пленительно проводит два часа своего каникулярного времени в очаровательном обществе  нескольких других чудаков. А выйдя из Музея он решает написать о себе любимом на фоне Блока. Т.е., буквально обо всем, начиная с первого ошеломительного юношеского впечатления от "Приближается звук. И, покорна щемящему звуку, молодеет душа..." и вплоть до сегодняшнего посещения Музея Блока, включая историю с перепутанной очередью.

Как поступает в этом случае человек с романтическим типом мышления ?

Первое - он сочувственно всматривается в очередь и в каждом из страждущих побыстрее напиться "живой воды" видит пострадавшего, ставшего таковым не по своему собственному выбору, а исключительно силою внешних обстоятельств. Он проводит в разговорах с этими людьми все 15 минут, которые остались до открытия магазина. Потом его просто сметают с ног.
Второе - имеено в этот момент он решает написать серию импрессионистки-коротких зарисовок о нескольких калеках из очереди, с которыми ему до открытия магазина довелось поговорить по душе. Выходя  из музея, где романтик, так же как и цЫник, замечательно провел время,  романтик остается непоколебимо уверен, что люди в очереди ничем не отличаются от него и его друзей. И что, как сейчас они одержимы пагубным желанием сообразить на троих, так рано или поздно с такой же неутолимой страстью  взалкают  поэзии Блока.

А теперь скажите сами, может ли романтик услышать доводы цЫника на такой предмет, как постепенное размывание культурной идентификации французов? Или как превращение окраин Парижа в дорогую сердцу романтика ethnic diversity, не имеющую, однако, по мнению цЫника, ничего общего с eго, цЫника, представлением о Париже.

Ответ: Нет, романтик никогда не услышит цЫника в силу разного устройства их мыслительных  аппаратов, хотя и при близком устройстве их, как говаривали братья Гонкур, "земной оптики". Как сказал бы в этом случае мой американский сосед: Because they are  built THIS way.

P.S.

Надо признать, что мысль у меня здесь выражена на уровне грубо-упрощенного концепта. Тут, как и во всем другом, как говорится, "есть варианты". Умный будет тот, кто вспомнит душевнейший рассказ утонченного люмпен-интеллектуала Венечки Ерофеева о засыле его в качестве гонца к открытию винного. Летом - чтобы распить в полях, а зимой - соответственно - в снегах. А тема рока из Пятой Бетховена при приближении продавщицы винного отдела?... Но самое занятное в этой ситуации, что и романтик и цЫник одинаково нежно любят и Венечку Ерофеева и Блока и, что уже совсем невероятно, одинаково искренне грустят и переживают по поводу людей из очереди, губящих свое тело и душу, когда у них прямо под рукой такая запредельная красота....Просто цЫник не решается о них писать, так как для этого трагического сюжета нужен другой уровень таланта, нежели для его непритязательных зарисовок о жизни...

То есть Романтика и Цыника многое роднит. Но разделяет, их к, сожалению, еще большее. Верность доктрине vs. верность реальности. И к каким бы грустным для Цыника выводам не приводило его  честное осмысление этой реальности, он никогда не отступится и не заставит свои глаза видеть не то, что они видят.
В точности тем же пагубным путем пойдет и романтик. Well...

10 комментариев or Оставить комментарий
Comments
stilo From: stilo Date: Январь, 28, 2013 23:22 (UTC) (Ссылка)
Мне кажется, в данном случае у Елены сработал некий вариант стокгольмского синдрома. Решаясь на очевидно опасный шаг - снять (по бедности, или по авантюризму), диван в квартире некоего Самира, она заранее проиграла в голове варианты - обкрадет-похитит-изнасилует-обольет кислотой-зарежет-расчленит-вынесет в чемодане на помойку. А Самир, вдруг - добрый и вежливый, не пристает, винцо попивает, даже на Абрама не нападает. Радость-то какая, да такого Самира надо обожать, как собственное дитя, уже за одно то, что мог - и не полоснул! )
Париж очень мозаичный город, вы это знаете, поскольку часто здесь бываете. Например, невидимая граница между Барбесом и горой Монмартр - вот как ее объяснить? Почему жуткий Барбес не поднимается на гору? Мозаика. И таких невидимых границ в городе множество. Начиная с каких-то станций метро после Рома, вагон 2-й линии, до Барбеса практически весь черно-хиджабный, стремительно белеет, выходишь на улицу возле парка Монсо как будто в другом городе, в настоящем Париже.
Честно говоря, я верю в такой парижский микрорайончик, как она описала - кого только нет, на улице чуть грязновато, но еще не кошмар, китайские забегаловки, пьющие вино арабы, индусы, вьетнамцы, Абрам поселился, там же небогатые французы - и все более-менее спокойно. Так бывает. Только глобальных выводов из этого делать нельзя, хотя бы потому, что через две остановки метро уже другой микрорайон, где все очень и очень худо. А через две остановки в обратную сторону, к центру города - наоборот, отлично. Но, конечно, все подороже.
Плохо становится в тех районах, где приезжее население моноэтнично и монорелигиозно - ислам. Вот там засада, это территории, потерянные Францией. И совсем уж плохо в северных пригородах, в 93-м, Сен-Сен-Дени, во многих городках 91-го департамента. В Париже, наверное, вообще нет таких жутких мест, какие встречаются в банльо. У меня муж автоматическим жестом блокирует двери машины, когда мы проезжаем такие бывшие французские городки, они жуткие.

Ваша история с музеем Блока совершенно замечательная. )
tuchiki From: tuchiki Date: Январь, 28, 2013 23:33 (UTC) (Ссылка)
Аня, от Вас, цЫничной русской парижанки, тем более профессиональной журналистки, такие свидетельства дорогого стоят. Очень хорошо помню Ваши репортажи на МАОФ'е из горящего в 200? Парижа. Дык, я же и пыталась Елене объяснить, что если даже в ее конкретном микрорайончие все было уки-дуки, то нельзя еще делать на основании этого никаких выводов. Что это было бы по-детски..

"она заранее проиграла в голове варианты...: - это прелесть что такое.

Елена очень хорошая. Но именно усилиями таких хороших людей со стокгольмским синдромом и устлан, как Вы знанете, путь, сами знаете куда.
А я зову этот синдром "Синдром избиваемой жены". Каждое следующее избиение мужа жена обясняет тем, что сопротивлялась предыдущему. Можно я помещу Ваш отклик с упоминанием Вашего имени в Гостевую к Берковичу, на чей Портал я перешла с угасшего Маоф'а. Или сами хотите это сделать под Лениной статьей? Там есть кнопка "Отзыв".

Edited at 2013-01-29 00:55 (UTC)
stilo From: stilo Date: Январь, 29, 2013 13:13 (UTC) (Ссылка)
Спасибо, Соня, приятно, что помните. Я тоже ваши статьи читаю, очень нравятся.

Конечно, можно поместить! (Только я видела, что там пасется мой давний интернет-недруг Избитцер, человек довольно дрянной, хитрый фарисей и самовлюбленный подонок. Будет вопить, он от одного моего имени трясется - я его не раз ловила за руку на лжи, клевете, стукачестве и т.п. Ну и пусть вопит. :)
tuchiki From: tuchiki Date: Январь, 29, 2013 16:27 (UTC) (Ссылка)
А фиг то с ним. Он меня не переносит. Я там давеча в сердцах, увидев, как 12-яя палестинская девка прет на наших(израильских) солдат на КПП, а они, бедные пятятся от нее, как зайцы, чтобы девкины дядья и братья, стоящие за ней не засняли фильм, как израильский солдать обращается с палестинским ребенком, так вот, я в сердцах написала, что не попке надо ей дать, как предлагают евреи с сайта Берковича, а коленым прутом между глаз.
Аня, чего началося? Сцуко Избицер назвал меня Косматое Сердце (по Пушкину) и написал что из-за таких как я евреев будут считать нацистами. Девку называл при этом ребенком. Короче, кончилось тем, кто-то с Портала "Заметки по Еврейской Истории" предложили отдать меня под суд за призыв к насильственным действиям против ребенка.

Избицер тогда не успокивался много дней или даже недель. Так что, пусть встряхнется малехо, господин музыковед. Будете в наших краях, напишите в личку. У нас есть где остановиться. Отдельный вход с садиком.

Edited at 2013-01-29 16:28 (UTC)
stilo From: stilo Date: Январь, 29, 2013 17:53 (UTC) (Ссылка)
Да, как всякое ничтожество, он очень злопамятный. Вообще, у этого типа чутье на хороших людей - кого он клеймит и ненавидит - однозначно достойный человек. И наоборот. :)
Так что и от дряни бывает польза - он дакмус. )
tuchiki From: tuchiki Date: Январь, 29, 2013 16:58 (UTC) (Ссылка)
Аня, просто копирую, как я Вас представила, прежде чем поместить текст о Париже. Пусть у Избицера желчь разольется.

Историю дискуссии по поводу Лениного "Парижа" я поместила в свой ЖЖ. Там на него и откликнулась Аня Полянская.
Анна Полянская - известный петербургский журналист, участник демократического и правозащитного движения, с 1993 по 1998 год - помощник депутата ГосДумы Г.В.Старовойтовой. Работала ведущей публицистической программы «Альтернатива» петербургского телевидения, корреспондентом радио русской службы Би-би-си, публиковалась в различных российских и западных изданиях. С конца 1998 года живет в Париже.

Мнение русской парижанки, журналистки из цЫничных, дорогого стот. Когда-то она посылала на МАОФ, израильский аналитический сайт, свои великолепные репортажи о горящем Париже, который жгли друзья и сородичи лениного Хакима. Мы читали ее репортажи в режиме реального времени. Аня не еврейка. Тем поразительней ее сочувствие и преданность евреям, Израилю. Тут невольно приходят на ум имена евреев, которые потирали руки, глядя по ТВ как родителей за руки, за ноги, вышвыривали из своих домов на глазах обезумевших от ужаса детей. У меня были такие знакомые в Израиле, but not anymore.

Прочитав Анин комментарий, понимаешь, что и Елена права и ее оппоненты правы.
Елена тем, что правдиво описала тот конкретный район, в котором жила в Париже. Оппоненты в том, что из того, что в этом районе все было уки-дуки, нельзя делать никаких выводов.


Edited at 2013-01-29 17:00 (UTC)
stilo From: stilo Date: Январь, 29, 2013 17:53 (UTC) (Ссылка)
Спасибо. )
nebotticelli_xl From: nebotticelli_xl Date: Январь, 29, 2013 09:25 (UTC) (Ссылка)
В рентовых машинах в Италии двери автоматически блокируются при начале движения. Информация к...

спасибо вам обеим и за пост, и за комментарий. Хотя никого ни в чем не убедишь.
tuchiki From: tuchiki Date: Январь, 29, 2013 17:56 (UTC) (Ссылка)
Дак именно об этом и пост, дорогой неботичелли.
"И все же, все же, все же"
lorelleia From: lorelleia Date: Январь, 31, 2013 14:58 (UTC) (Ссылка)
Прекрасно по форме, прекрасно по содержанию!
Настоящему цЫнику изначально бы шальная мысль о таком внезапном паломничестве к Блоку в голову бы не пришла. Где-то глубоко ты все-таки романтик:-)
Париж Матусевич мне категорически не нравится. Ехала в Сент-Женевьев де Буа в автобосе с одними братьями Хакима и еще не знаю кого из Папуа Новая Гвинея. Постигла эмпирическим путем бремя белого человека.
10 комментариев or Оставить комментарий