Соня Тучинская (tuchiki) wrote,
Соня Тучинская
tuchiki

И он ушел, разборчивый творец...

..И он ушел, разборчивый творец,
на голоса прозрачные деливший
гул бытия, ему понятный гул...
Однажды он со станции случайной
в неведомую сторону свернул,
и дальше - ночь, безмолвие и тайна
Набоков. "Толстой"

100 лет назад, в этот день, на станции Астапово липецкой губернии умер Лев Толстой.

Из российских газет "Русское Слово" и "Утро России" за 6-ое – 9-ое ноября 1910 года.

АСТАПОВО. В 5 часов утра наступило резкое ухудшение сердечной деятельности. Положение крайне опасно.
Щуровский, Усов, Маковецкий, Беркенгейм, Семеновский, Никитин.

АСТАПОВО, 7 сентября, утро, 5 ч. 44 м. После второго припадка у постели собралась вся семья. Софьи Андреевны больной не узнал; стонал все время. Сейчас без сознания. Сердце замирает.

АСТАПОВО. В 6 часов 5 мин. утра сегодня Толстой скончался. Угасал все тише и тише, и тише. Умер не сказав ни слова.








ВОСПРЕЩЕНИЕ ПАНИХИД
Благочинные Петербурга получили сегодня предписание не дозволять служения панихид по Л.Н.Толстом.
В случае заявления о желании отслужить панихиду по рабе Божием Льве, следует осведомиться о фамилии, и в случае, если скажут – Толстой, панихиды не служить.

ЛЕГЕНДЫ О ТОЛСТОМ
АСТАПОВО, 8 ноября, 10 час. утра. Среди серой массы уже создаются легенды о бессмертности Л.Н.Толстого, «Л.Н.Толстой не умер, он только заснул, и что это сон великого праведника». Среди приходящих к ложу покойного слышится шепот: «Посмотрите, он жив»... Народная молва, создавшая легенду, питается тем повышенным настроением, которое зависит от отношений церкви к покойнику.
Народ, ожидавший от синода снятия отлучения, теперь когда стало известно. что покойный Толстой и не хотел этого, завещая похоронить себя без участия церкви, без священников и обрядов, выражает ропот по адресу тех, которые не сумели примирить Толстого с церковью. Друзья стараются разъяснить, что в таком примирении не было надобности, что церковь и Толстой - две враждебных друг другу величины и примирить их можно было только при условии поглощения одного другим. Но простому народу чужды эти объяснения, и он молится за графа по церковному, стараясь отсудить панихиду хотя тайком, чтобы не знали, за спасение души, молятся и кладут поклоны.
(Соб. кор.)

ПРИБЫТИЕ ПАСТЕРНАКА
АСТАПОВО, 8 ноября. Прибыл художник Пастернак (отец поэта) для зарисовки Толстого на смертном одре.
(Соб. кор.).

В МОСКВЕ
Известие о смерти Толстого как громом поразило Москву. Все были готовы к печальной развязке, - и все же пришла она, как нежданная беда. Утром узнали об этом из «Русских Ведомостей», успевших поместить лаконическое известие, потом - из экстренных приложений к «Утру России» и к другим газетам.
Был праздник и не все откликнулись. Но все же много сделано и за прошлый день:

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Скорбные сообщения о смерти Толстого на первых страницах газет не отменяли обычную газетную  рутину. Например, такую:

РАЗГРОМ ШКОЛЫ;
СТАРАЯ РУССА, 6,ХI. В селе Каменные Поляны, Новгородского уезда, 5 деревенских хулигана ворвались в церковную школу в тот момент, когда в ней происходило народное чтение с туманными картинами, разогнали слушателей, и изломали все парты и прочую школьную обстановку, крича:  - Вот вам наука!

АБРЕКИ
ВЛАДИКАВКАЗ, 6,ХI. Близ станицы Червленной шайкой абреков произведено нападение на казачий табун Отбив 34 лошади, абреки бесследно скрылись.

ПРОТЕСТ ШАЛЯПИНА И ДРУГИХ ПРОТИВ ОБВИНЕНИЙ АРТИСТОВ В ПЬЯНСТВЕ
В Москве опубликовано письмо артистов балета и хористов Большого театра, возмущенных помещенной в одной московской газете беседой с Рахманиновым в которой он заявляет, что на сцене Большого театра артисты пьют точно в трактире, ругаются неприличными словами и вообще ведут себя так, словно это не театр, а кабак. Протест подписан всеми артистами во главе с Шаляпиным.

ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК- МАЛЕНЬКИЙ "ХУДОЖНИК"
Крестьянин деревни Трофимково С. Платонов представил приставу 4-го стана Весьегонского уезда в уплату государственного поземельного налога и земских сборов 3 руб. 17 коп., причем трехрублевая бумажка оказалась фальшивой. Дознанием установлено, что бумажка подделана 13-летним крестьянским мальчиком, сыном крестьянина деревни Ветхино, В. Алексеевым. Мальчик ухитрился «нарисовать» кредитку на простой бумаге цветными карандашами. Отец маленького «художника» пустил произведение своего сына в обращение, и только пристав признал бумажку фальшивой. Дознание полицейского пристава передано судебному следователю 2-го участка Весьегонского уезда.

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА
Церковно-Народные Курсы
15 ноября в Москве открываются в двух новых пунктах церковно-народные миссионерские курсы, имеющие совей задачей укрепить в народе православные убеждения и церковный строй жизни. Пункты эти - Епархиальный Дом и аудитория Общества Трезвости в Марьиной роще. Предметы преподавания: изучение Слова Божия, знакомство с историей Церкви, история и обличение и сектантства, обличение социализма и церковное пение. Особенное внимание будет обращено на церковное пение в видах подготовки народа к широкому участию в церковном богослужении.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
По извечной иронии судьбы  заметки о Церковно-Народных  Курсах были напечатаны в тот же день и в той же самой газете, где сообщалось о смерти человека, чьей рукой ТАК описана традиционная православная литургия:

"Богослужение состояло в том, что священник, одевшись в особенную, странную и очень неудобную парчовую одежду, вырезывал и раскладывал кусочки хлеба на блюдце и потом клал их в чашу с вином, произнося при этом различные имена и молитвы.
Дьячок же между тем не переставая сначала читал, а потом пел попеременкам с хором из арестантов разные славянские, сами по себе мало понятные, а еще менее от быстрого чтения и пения понятные молитвы.
Сущность богослужения состояла в том, что предполагалось, что вырезанные священником кусочки и положенные в вино, при известных манипуляциях и молитвах, превращаются в тело и кровь Бога. Манипуляции эти состояли в том, что священник равномерно, несмотря на то, что этому мешал надетый на него парчовый мешок, поднимал обе руки кверху и держал их так, потом опускался на колени и целовал стол и то, что было на нем. Самое же главное действие было то, когда священник, взяв обеими руками салфетку, равномерно и плавно махал ею над блюдцем и золотой чашей. Предполагалось, что в это самое время из хлеба и вина делается тело и кровь, и потому это место богослужения было обставлено особенной торжественностью.
- «Изрядно о пресвятей, пречистой и преблагословенней богородице», – громко закричал после этого священник из-за перегородки, и хор торжественно запел, что очень хорошо прославлять родившую Христа без нарушения девства девицу Марию, которая удостоена за это большей чести, чем какие-то херувимы, и большей славы, чем какие-то серафимы. После этого считалось, что превращение совершилось, и священник, сняв салфетку с блюдца, разрезал серединный кусочек начетверо и положил его сначала в вино, а потом в рот. Предполагалось, что он съел кусочек тела бога и выпил глоток его крови. После этого священник отдернул занавеску, отворил середине двери и, взяв в руки золоченую чашку, вышел с нею в середине двери и пригласил желающих тоже поесть тела и крови Бога, находившихся в чашке.
Желающих оказалось несколько детей.
Предварительно опросив детей об их именах, священник, осторожно зачерпывая ложечкой из чашки, совал глубоко в рот каждому из детей поочередно по кусочку хлеба в вине, а дьячок тут же, отирая рты детям, веселым голосом пел песню о том, что дети едят тело бога и пьют его кровь. После этого священник унес чашку за перегородку и, допив там всю находившуюся в чашке кровь и съев все кусочки тела бога, старательно обсосав усы и вытерев рог и чашку, в самом веселом расположении духа, поскрипывая тонкими подошвами опойковых сапог, бодрыми шагами вышел из-за перегородки.
Этим закончилось главное христианское богослужение».
(«ВОСКРЕСЕНИЕ», ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, Глава XXXIX)

Тем,  кто задается вопросом,   почему столь выдающаяся дата замалчивается на родине Толстого,  (ни заседаний, ни марок, ни комитетов по подготовке, ни членов правительства в Ясной Поляне), стоит перечитать приведенное выше описание тюремного богослужения, и понять, насколько Толстой не только не нужен, но  и опасен в сегодняшней России..

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 
 
Могила Толстого:  «Чтобы никаких обрядов не производили при закопании в землю моего тела; деревянный гроб, и кто захочет, свезет или снесет в лес Старый Заказ, напротив оврага, на место зеленой палочки».

Легенду о зеленой палочке Толстой услышал в детстве от старшего  брата Николая.
"Так вот он-то, когда нам с братьями было — мне 5, Митеньке 6, Сереже 7 лет, объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями. (Вероятно, это были Моравские братья, о которых он слышал или читал, но на нашем языке это были муравейные братья.) И я помню, что слово “муравейные” особенно нравилось, напоминая муравьев в кочке...
Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага старого Заказа, в том месте, в котором я, так как надо же где-нибудь зарыть мой труп, просил в память Николеньки закопать меня. "



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments