Соня Тучинская (tuchiki) wrote,
Соня Тучинская
tuchiki

Про младенца Моисея, выловленного в Днепре и кое-что другое....

Ольга Белова - Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН. 
Сфера научных интересов — этнокультурные контакты славян и евреев Восточной Европы, фольклор, традиционная духовная культура. Автор книг «Славянский бестиарий» (2000), «Народная Библия: Восточнославянские этиологические легенды (2004), «Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции» (2005).

Вот любопытнейший отрывок из ее исследования, посвященного народным представлениям восточных славян о "чужих" этносах.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 Среди материалов Тенишевского архива встретилось любопытное свидетельство, записанное в конце XIX в. на Вологодчине. Это своеобразная сводка крестьянских представлений о людях, принадлежащих другим конфессиям: "При оценке людей другой веры крестьяне принимают во внимание не столько веру, сколько ту общую молву, которая соединена с той или другой нацией, исповедывающей известную религию. Так, о лицах магометанской религии крестьяне судят по туркам и татарам <...> "Магометана кланяються двум богам: Алаху и Магомiету. Магомiут жывёт на семуом небе, а Алах - на десятом. Алах и Магомiет оба суровы, и турки и татара тожо эдакие: потому какуоф Бохъ, такуоф и прихуот". [Турки и татары не любят христиан. Убить христианина для них - как доброе дело сделать. Имеют много жен <...> После смерти магометане попадают в ад. В рай их пускать нельзя - там будет очень тесно. На вопрос собирателя: если магометанин живет праведно и с одной женой, куда он попадет? отвечает - "Не знаю". По размышлению решает, что] можно и в рай, так как достоин. [Прозвища-дразнилки татар:] свинуоё ухо, проклятый Магомет, бритолобый поросенок, кутынка (от тат. кутыны - задница) <...> // [Собиратель отмечает, что в народном сознании татары равны туркам.]

Евреи - наруот хитрый и жадный. Христа продали за 30 серебреников. За што Бох отняў у йих родину, пускай живут на цюжих землях. Бох любиў раншэ йих, а как Христа роспели, так Бог от и прогнивиўсё. Худо йим будёт на туом свите. Жыды первыё пойдут в ат. Евреи будут дiесвовать (действовать, существовать) до концины мiра, до фторуова пришесвiя Христа. Из jихнова рода произойдет сам Антихрист. [О вере евреев не знают, только:] Жыды не вирят во Христа. [Зачастую по вере евреев смешивают с татарами.] Евреи женятся на мнуогихъ жонах и как татары не йидят свинину <...>

Немци не вирят во Христа (слыхал от одново странничка), [немцы никогда не постятся, все машины сделаны немцами].

[Католики - "латыны".] Латыны муолятьсё нашому Богу и ещо своему папе; во Христа и в Божью Матерь вирят <...>

[О вере французов.] Кажитьсё, нашу руськую веру [исповедуют]. У наших русских с французами дружба большая; а коли бы вера была разная, так тут уж никакиё бы дружбы не было. Небуось нашы не дружатьсё с туркой - а почему? Да потому самому, що веры неодинаковы; турки не вирят в нашова Христа <...>" (Архив Российского этнографического музея, ф. 7, оп. 1, д. 376 (Вологодская губ., Тотемский у., зап. И. Суворов, 1899). л. 11-17).

Как видно из приведенного фрагмента, представления крестьян о вере их "оппонентов" носили крайне расплывчатый характер. Значимым для информантов был минимальный набор "опознавательных знаков", с помощью которого можно было идентифицировать иноверца. Показательно при этом сближение и почти отождествление турок, татар и евреев на основании одного признака - неупотребления в пищу свинины. Данный признак становится единственным показателем, передающим, с точки зрения вологодских крестьян, суть и мусульманства, и иудаизма. Аналогичные представления бытуют и в других регионах славянского мира. Так, с точки зрения болгар, турки и евреи - одной веры, поскольку и те и другие делают обрезание и не едят свинину (Тодорова 2001: 91).
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
По моему, изумительно интересно, познавательно и даже злобдневно - "В рай их (магометян) пускать нельзя - там будет очень тесно". 
У Владимира Даля есть такой сборник " О повериях, суевериях и предрассудках русского народа". В нем представлены доказательства языческих верований в русалок, леших, домовых и прочую нечисть в среде русских славян  через много веков после принятия ими христианства. Однако это совсем не означает (хотя и не исключает), что сам Даль верил в барабашек. Примерно тоже самое можно сказать об Ольге Беловой. Одно дело, - украинцы-чумаки, с их фанстастической легендой о выловленной в Днепре корзинке с младенцем Моисеем и об  ИХ невероятной теории происхождения картавости у евреев. И совсем другое дело - доктор наук Ольга Белова, которая изучает эту и другие легенды.

Евреям не должно путать голос нарэйтора и объекта, о котором этот голос рассказывает, и обижаться, и тем более, глумиться, не над теми, над кем следует.

Вот кого надо ненавидеть, высмеивать, а лучше всего - от бедра по печени, - по всем по ним, дядьям, мамкам и лялькам-вундеркиндам двухгодовалым, сведущим в географии. Ну, это, конечно, грубый отход в сторону, от затронутой темы.

Мне, в принципе, и своего собственного, отдельно взятого мнения, более, чем достаточно.
"Но все же, все же, все же" - вот вам интереснейшая статья Ольги Беловой, опубликованная в "Booknik.ru" -  более чем достойного уровня  русскоязычный еврейский портал с подзаголовком - "Еврейские темы и тексты".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments