tuchiki

Categories:

Индекс Флойда

Такого индекса пока еще нет. Но возможно его скоро введут. Ведь рассматривает Конгресс «Закон имени Флойда о справедливой полиции», Университет Миннеаполиса учредил стипендию имени Флойда и даже в далёком Тегеране появилась улица, названная в честь Джорджа Флойда. 

На фоне нынешних событий в нашей стране не исключено, что появится универсальный индекс Флойда, по которому будут определять степень отношения к афроамериканцам в различных сферах жизни. По этому индексу будут оценивать прием белых на работу в компании, наличие негритянской тематики в репертуарах театров, пропорцию белых и черных журналистов в редакциях газет, степень расизма в музыкальных произведении или книгах классиков мировой литературы, число заболевших афроамериканцев той или болезнью по сравнению с общим числом жителей. Ну, и само собой разумеется, степень проявления расизма со стороны полиции по отношению к чернокожим и процент негров среди заключенных в тюрьмах США.

Наверняка в официальных документах, когда речь идет о полиции и тюрьмах, уже существует (под другим названием) аналог индекса Флойда. Что же касается театров, медицинских учреждений, СМИ, книжных изданий, произведений искусства и так далее, то индекс Флойда станет показателем, в каком направлении движется американское общество.

Начнём с театральной жизни. В начале июня на свет появился манифест (другое слово трудно подобрать) под названием «Dear White American Theater». От имени чернокожих, коренных жители и цветных жителей ("Black, Indigenous, and People of Color") этот манифест не только описывает их чувства к белой аудитории, но и определяет будущие взаимоотношения с бледнолицыми актёрами, режиссёрами, продюсерами, авторами сценариев. По сути дела, со всеми, кто, по словам авторов письма, «установил превосходство белой расы» в театральной жизни нашей страны…

В письме, написанном такими знаменитостями, 

как Лин-Мануэл Миранда («Гамильтон»), обладательница «Тони» Синтия Эвиро, лауреат премий «Грэмми» и «Тони», Лэсли Одом и другими, многократно говорится, что они видят нас («We see you. We have always seen you»), а сейчас наступило иное время: «This ends TODAY. We are about to introduce you... to yourself». Ни у кого не должно быть сомнений, что эти слова означают. 

Манифест на сегодняшний день подписали более 80 тысяч человек, при том, что в СМИ о нем почти ничего не говорят. Вы его можете найти на этом сайте. 

Максим Горький писал, «… пора вам решить вопрос: с кем вы, “мастера культуры”? С чернорабочей силой культуры за создание новых форм жизни или вы против этой силы, за сохранение касты безответственных хищников, — касты, которая загнила с головы и продолжает действовать уже только по инерции?». Авторы манифеста «Dear White American Theater» даже не оставляют места для выбора, поскольку все мы «являемся частью карточного домика, построенного на хрупкости и превосходстве белых. И это дом, который рухнет...».

Нетрудно догадаться, кто в театральном мире будет выставлять оценки в соответствии с индексом Флойда. Аналогичный показатель также собираются ввести и в средствах массовой информации. Так в газете «Лос-Анджелес таймс» опубликован призыв пересмотреть редакционную политику и набор на работу журналистов, поскольку белые составляют только 26% населения нашего графства, а среди журналистов их 61%. По словам автора письма, это «попахивает системным расизмом». Интересно, а чем попахивает состав спортсменов в баскетбольных командах «Лейкерс» и «Клипперс», если более 75% игроков в NBA – чернокожие?

Кстати, эти дни уже появились первые претенденты на высший бал по шкале индекса Флойда. Борьба разгорелась между Associated Press, NBC News, газетами USA Today and New York Times. Все они впредь будут писать слово black («чёрный») с заглавной буквы, когда речь идет о людях или культуре африканского происхождения. Что же касается слова «белый», то его продолжат писать с маленькой буквы, поскольку «оно не описывает общую культуру и историю»... Очевидно, победа и наивысший бал индекса Флойда достанется New York Times – издание заявило, что слово «белый» с большой буквы пишут ультраправые. A посему - впредь  «белый» всегда с маленькой буквы, а «чёрный», естественно с заглавной.

Индекс Флойда в Америке – отнюдь не фантазия. Ведь и в Германии начала 30-х годов большинство немцев отвергали возможность костров из книг, которые позднее вошли в специальный индекс нацистов и подлежали уничтожению. Зрелищные «Акции против негерманского духа» с книгами незаметно перешли в аресты, а затем и в ликвидацию «нежелательных элементов общества». Кстати, нацисты продолжали традиции Святой инквизиции, создавшей в 16-ом веке «Индекс запрещённых книг» (Index Librorum Prohibitorum).

Так что индекс Флойда может быть прологом, увертюрой к будущим событиям. Особенно актуально об этом говорить сейчас, в канун Дня независимости Соединённых Штатов, когда наша страна находится на распутье. Хочется надеяться, что Америка будет продолжать идти по пути, проложенному отцами-основателями нации, а День независимости, перефразируя Хемингуэя, - праздник, который всегда будет с нами. 

Евгений Левин

«Панорама» 30 июня, 2020 г.

P.S. 

 «Панорама» (Panorama-e.com) — это  еженедельный альманах, выходящий в Америке с 1980-го года. На него есть годовая подписка, поэтому его читают «русские» американцы от Лос-Анжелеса  до Нью-Йорка. «Панорама» — одна из старейших,  если не старейшая, газета на русском языке в Америке, по-крайней мере, из тех, что до сих пор живы. Когда-то Довлатов в формате «продолжение следует» печатал в ней свою «Иностранку».  Я не только благодарный читатель этой газеты, но и давно пишу и перевожу для нее. 

Об ее издателе, Евгеннии Левине, многое скажет короткий эпизод, о котором я как раз и собираюсь поведать:

На годовщину смерти Валерии Новодворской я послала Евгению Левину  свое эссе о ней. В нем я, восхищаясь жертвенностью и отвагой  этой невероятной женщины, с достаточной долей скепсиса пишу о ее подростковом радикализме и выражаю абсолютное  несогласие с ее анти-российскими, если не русофобскими взглядами  на присоединение Крыма и конфликт Украины и России. Женя Левин очень не хотел печатать мое эссе, так как у него как раз никаких разногласий по этим вопросам с Валерией Ильиничной нет. Но он его  напечатал. Напечатал именно потому, что у него есть незыблемые журналистские принципы о свободном, неподвластном цензуре слове. И так он поступает со всяким другим материалом, что позволяет ему поддерживать право-консервативное направление газеты, при дозволении на страницы своего издания и «другого мнения», которое он может прокомментировать  под шапкой «Кстати».

К чему это я? А к тому, что в последней «Панораме» за именем Евгения Левина опубликована редакторская колонка под названием «Индекс Флойда». Этот короткий текст показался мне достойным того, чтобы его прочли не только подписчики «Панорамы». Что вы, собственно,  уже и сделали.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.