Соня Тучинская (tuchiki) wrote,
Соня Тучинская
tuchiki

Про "Русских евреев" от Леонида Парфенова

Расплата за длинные каникулы у каждого своя. У меня - всегдашний (притом чудовищный) Jet lag. Длиться он будет так долго, как долго шлялась по европам. В этот раз месяц шлялась - месяц буду возвращаться в свое привычное pacific time. Так что ЖЖ по приезде читаю назад во времени еще на утренней зорьке. И вот прочла у любимого своего израильского френда Ивана Нави тревожный пост "Агония ЖЖ?".

Ваня ругается на бездушно-бессмысленный ФБ, а нас, ЖЖ френдов своих стыдит, что постим мало и редко. И вот я прочла, устыдилась и пощу.

Вы и без меня знаете, что Леонид Парфенов – гений телевизионной публицистики. Будучи сейчас в Москве всего одну неделю, не поленилась попереться в Центр Документального Кино, и делала это два дня кряду, чтобы посмотреть первые два фильма его трилогии - "Русские евреи'. Возвратившись через месяц домой, узнала, что оба фильма вышли на DVD, чем с вами по присущему мне от природы бескорыстию и делюсь. Тем более, что в последнее время я на Леонида Парфенова крепко подсевши. Смотрю его старое, по незнанию пропущенное. Все смотрю. Подряд, сериями.

В свой прошлый приезд в Питер (в октябре 2016) мы с московскими друзьями, приехавшими в Питер навестить меня, шли из музея Набокова на Большой Морской к Эрмитажу по совершенно пустой Миллионной. Надо упомянуть, что в музее Набокова мы только что отсмотрели потрясающий док. фильм Парфенова о том, как в 50-х, 60-х сестра писателя Елена Сикорская инкогнито приезжала в Ленинград, и как тетка-охранница ее не пускала в их особняк на Морской, отданный под бесчисленные конторы. "Пустите меня, я здесь жила", - рассказывает потрясающая старуха легко узнаваемой набоковской породы. "А на каком этаже ты тут жила", - спрашивает ее строго охранница. "Я тут на всех этажах жила", - отвечает старуха. Но ее гонят прочь...Если будете у Набокова, попросите, чтобы вам поставили этот фильм. Его нет больше нигде, кроме как в музее Набокова. И на линии нет.

Ну, неважно. И вот идем мы, значит, выйдя из музея, по Миллионной, бывшей Халтурина, и рассуждаем, типа того, что Парфенов – гений. А тут нам навстречу, представьте себе, – сам. Сам (хотя живет в Москве), Парфенов, собственной персоной, с пожилой элегантной дамой, которую он бережно ведет под руку. Муж говорит, что так как вероятность этого события, в принципе, равна нулю, я, по-видимому, обладаю парапсихологической способностью физически притягивать в зону своего обитания тех, на кого в данный момент "подсевши". Нонсенс? А чего, мне самой эта безумная мысль пришла в голову, когда три года назад, на полчаса заглянув в дом-музей Чуковского в Переделкино, узнала, что через десять минут туда прибудет Елена Цезаревна Чуковская, издатель бесподобных книг по Чуковиане, которые я как раз в тот год запойно читала. Из-за какой-то серьезной немочи она долгое время не была в Переделкино...И я, из Сан Франциско, и как раз в эти же полчаса...Не восхититься ее книгами в ситуации, вероятность возникновения которой равна нулю, было бы просто пошло.

Ну, и с Парфеновым, мы, понятное дело, рассыпались в комплиментах и благодарности за фильм набоковский, который буквально за минуту до этого горячо обсуждали…

Ближе к телу. В данном случае речь идет о вышеупомянутом парфеновском шедевре (последнем по времени). Фильм-трилогия о роли ассимилированных русских евреев в истории и культуре России. Сама же, как таковая, история русских евреев выходит за пределы поставленной Парфеновым задачи. Он очень русский человек, и ему интересна именно история России и те категории ее подданных, которые ее, эту историю, вершили. Поэтому он снимает еще две трилогии: Русские грузины и Русские немцы. Ну, натурально, что каждая "нация" через свои культурные фонды нехило отваливает ему на эти крайне дорогостоящие медиа-проекты. Ведь рассказывая о Шагале - Парфенов стоит на крыше его дома в Витебске, об убийстве Троцкого вещает из Мексики и т.д. В фильме с безупречным чутьем и художественным вкусом сочетаются разнообразнейшие средства - спецэффекты, компьютерная графика,  анимация, игровые сцены. Все эти "парфеновские штучки" работают на предельную информационную насыщенность изображаемого, но при этом достигают еще и другой немаловажной цели: за два с половиной часа (а это очень много для одного док. фильма) вам ни разу не делается скучно, а напротив, хочется, чтобы кино это парфеновское не кончалось.

Армяне, прознав про грузин, предложили Парфенову средства для снятия "Русских армян". Но он, при всем уважении к их трагической и самобытной судьбе, вежливо им отказал. Роль их в истории России не показалась маэстро столь великой, как вышеперечисленных народов. А жаль...

В любом случае, если его медиа-проект про грузин и немцев будет снят также изобретательно, живо и не ангажированно, как о евреях, заказчики останутся довольны.

Мне понравилось, что Парфенов в фильме весело, с огоньком занимается "разоблачением псевдонимов", что для антисемита, из мазохистских соображений купившего DVD, станет еще одним доказательством в пользу "всемирного еврейского заговора". Тем же, кто упрекнет в жидоедстве самого Парфенова (таковые уже нашлись), надо срочно записаться на прием к хорошему психиатру.

P.S. После Питера и Москвы полетела в Вену, где начинался главный маршрут: Еврейская Европа (то есть те европейские города и веси, где евреев наиболее интенсивно уничтожали: Вена, Будапешт, Краков, Прага). Освенцим, фабрика Шиндлера...Следующий пост - об этом. Если, конечно, слова отыщутся...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments