?

Log in

No account? Create an account
Записи Друзья Календарь О себе Предыдущая Предыдущая Следующая Следующая
Памяти Новеллы Матвеевой - Соня Тучинская
были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы. ...
tuchiki
tuchiki
Памяти Новеллы Матвеевой
Я слово «барды» не люблю и называю авторов песен «полигимники».
Я и себя отношу к полигимникам.
От слова «Полигимния» – муза песнопения….
Новелла Матвеева

5-го сентября не стало еще одного поэта, стихами и песнями которого мы спасались во времена брежневского безвременья. На 82-ом году жизни умерла Новелла Матвеева.

Лучшее, что было в последние годы о ней написано это, пожалуй, "Неюбилейное послание Новелле Матвеевой" Дмитрия Быкова. В нем блистательно преуспевший ученик славит своего с годами ушедшего в тень, но не переставшего быть боготворимым учителя. Нынче у "прогрессивной российской общественности", к которой несомненно принадлежит культово почитаемый в России Быков, двух старых "поэток", Новеллу Матвееву и Юнну Мориц, держат за выживших из ума старух. Говорить в таком роде о них - это сейчас признак хорошего тона, знак принадлежности к либеральной московской тусовке. Идеологически, эстрадно-знаменитого либерала Быкова и полузабытую Новеллу Матвееву, с ее ностальгическими стихами о "русском Крыме", разделяет пропасть. Быков воистину пошел "против течения, против течения", написав к ее 80-летию этот исполненный любви и преклонения перед ней и ее неповторимым даром текст. Теперь, когда ее нет, слова Быкова звучат особенно пронзительно. Хорошо бы ему в эти траурные дни еще раз повторить своим компатриотам, что "Матвеева имеет право на любое мнение, поскольку своему этическому кодексу (и «добрым нравам литературы») не изменяет ни в чем". Какой отличный урок был бы для либеральной тусовки: можно и нужно уважать человека, смеющего думать и писать не в унисон со всей "прогрессивной общественностью", если делает он это не из видов, то есть, не для наград и гонораров, а по душе. Не говоря уже о громадном таланте и безупречном "поведении" "поэток" в те далекие времена, когда "хорошо себя вести" было невыгодно и частью даже опасно.

А ее "Девушку из харчевни" поют на улице. Два года назад видела в Москве юную москвичку с гитарой выводящую грустно: "любви моей ты боялся зря -
не так я страшно люблю". На мой вопрос, кто написал слова и музыку, дитя беспечно ответило: не знаю. Высшей награды поэту быть не может.

Если бы от нее остался только этот тихий гимн безответной любви, этот шепотом наговоренный манифест безнадежной верности, - если бы только это осталось, - то и тогда мы должны были бы низко ей поклониться.

Голосовые связки у нее были слабые и неповторимый ее голосок всегда звучал с пластинки жалобно, почти юродиво. А между тем, диапазон ее поэтического голоса был громадный.

Поразительно, но "Девушка из харчевни" и "Страх Познания" написаны одной рукой:

Страх познания

Познанье - скорбь. Как на огне каштан
Трещит по швам, так сердце рвется в Хаос.
Но страх познанья кончится. А там -
Опять начнется радость, доктор Фауст!

Та радость будет высшей. Но усталость
И вековечный страх мешают вам
Из-под руин отрыть бессмертный храм,
Хоть до него и дюйма не осталось.

Смертельно страшных шесть открыв дверей,
Ученый муж захлопнул их скорей,
Седьмой же - и коснуться побоялся.
А именно за ней рос чудный сад,
Где пел источник, вспыхивал гранат
И день сиял и тьмою не сменялся.

"Там" ее с ее вечной гитарой будут слушать ангелы, а мы, покуда живы, будем продолжать слушать ее здесь, на грешной земле.

Мир праху твоему, Поэт, и вечная благодарность за то, до последнего вздоха служила самому прекрасному делу на земле: "очеловечиванию" жизни поэзией. За то, что прошла свой крестный путь, ни разу ни изменив ни звуку, ни смыслу, ни бедности, ни безвестности.
16 комментариев or Оставить комментарий
Comments
gennadydobr From: gennadydobr Date: Сентябрь, 5, 2016 19:22 (UTC) (Ссылка)
Да.
tuchiki From: tuchiki Date: Сентябрь, 6, 2016 02:49 (UTC) (Ссылка)
Гена, прочтите как ошеломительно написала на смерть Новеллы Матвеевой Марина Кудимова.Как с первых же минут ее ухода пошляки ее заютубили. https://m.facebook.com/marina.kudimova/posts/1468331023184349?comment_id=1468412173176234


Edited at 2016-09-06 02:49 (UTC)
gennadydobr From: gennadydobr Date: Сентябрь, 6, 2016 23:48 (UTC) (Ссылка)
Хорошо написала, достойно. Да я и сам воспринимал Матвееву всегда, как поэта. Слушать ее мне голос мешал, несоответствие содержания детскости звучания.
burzhuin From: burzhuin Date: Сентябрь, 5, 2016 22:55 (UTC) (Ссылка)
...считать двух старых "поэток", Новеллу Матвееву и Юнну Мориц, выжившими из ума старухами нынче у "прогрессивной российской общественности" почитается хорошим тоном

________

- если не считать так упрощенно, придется делать выводы о моральной капитуляции и стокгольмском синдроме. Лучше уж сойти с ума, порядочнее.
tuchiki From: tuchiki Date: Сентябрь, 6, 2016 03:03 (UTC) (Ссылка)
Кому лучше с ума сойти? Это вы, господин Буржуин, о ком? О громадном русском поэте, сегодня нас покинувшем, Новелле Матвеевой? Читайте Марину Кудимову по линку вверху. Хотя вам будет без пользы. Вы мир воспринимаете на уровне кто за "крымнаш" - того лечить медикаментозно, а лучше - к стенке.
burzhuin From: burzhuin Date: Сентябрь, 6, 2016 14:07 (UTC) (Ссылка)

вы воспринимаете мир

- да, именно так, без всяких "но". Кто словом и авторитетом поддерживает агрессию и оккупацию, тот заслуживает исключительно презрение. Несмотря на любые былые заслуги. Прецедент Гамсуна - в курсе? Величайший писатель был, а у соотечественников заслужил только ненависть.

Про том, что я абсолютно не поддерживаю майдан и нынешнюю оранжевую власть, но подбрасывать дрова в костер братоубийственной войны аморально. Тем более, для поэта, который в России всегда больше, чем поэт.
tuchiki From: tuchiki Date: Сентябрь, 6, 2016 17:43 (UTC) (Ссылка)

Re: вы воспринимаете мир

Известен, известен. Ваш пример некорректен. Нацизм был абсолютным Злом. Вопрос о распределении вины "братоубийственной" войне - более чем спорен.
Вы так и не поняли, что ""Матвеева имеет право на любое мнение, поскольку своему этическому кодексу (и «добрым нравам литературы») не изменяет ни в чем".

А Городницкий с его "Севастополь останется русским", а гениальный Юрий Норштейн, а жена Солженицына...все или продались или свихнулись.

И только Буржуин и его содумники - белые пушистые...
burzhuin From: burzhuin Date: Сентябрь, 6, 2016 18:10 (UTC) (Ссылка)

продались или свихнулись

А Городницкий с его "Севастополь останется русским", а гениальный Юрий Норштейн, а жена Солженицына...все или продались или свихнулись.

---

- да. В 33м вся прогрессивная немецкая интеллигенция переболела вирусом нацизма. Очнулась только на развалинах тысячелетнего Рейха.

В 37м вся советская интеллигенция, в едином порыве требовала крови врагов народа и писала репортажи о перековке с Беломорканала - и Зощенко, и Бабель с Олешей, и Ильф с Петровым.

Соучастие в акции массового помешательства никак не служит оправданием. Как и былые заслуги.

Edited at 2016-09-06 18:20 (UTC)
tuchiki From: tuchiki Date: Сентябрь, 7, 2016 02:00 (UTC) (Ссылка)

Re: продались или свихнулись

"Соучастие в акции массового помешательства никак не служит оправданием".

Последнее, что еще раз я попытаюсь вложит в вашу голову:

Для вас - позиция части российской интеллигенции это "Соучастие в акции массового помешательства".

Для них - точно тем же самым является ваша позиция.

И чтобы приблизиться к истине нужно забыть о гнусно поносимых вашими однодумцами "поэтках", и задаться изначальным вопросом, приведшим к расколу российской интеллигенции. А этим я в посте памяти Н.В. заниматься, как Вы понимаете, не буду. Да и, вообще, не буду. Я достаточно писала об этом в своем ЖЖ.
burzhuin From: burzhuin Date: Сентябрь, 7, 2016 08:22 (UTC) (Ссылка)

нет никаких "вас" и "нас"

Есть резолюция Генассамблеи ООН, ОБСЕ, Венецианской конституционной комиссии. И если "часть российской интеллигенции" в экстазе присоединилась к власти, нарушившей все возможные законы и договора, это их право на скамейку в гаагском суде за соучастие.

Что касается меня лично (опять же, противника Майдана и новой украинской власти), то я, услышав песню моего любимого барда про "Севас останется русским", немедленно разорвал все отношения с ним, отменил все его запланированные у нас концерты и вернул ему все подаренные за долгое время общения книги, кассеты и диски. Я попросту больше не могу слушать его песни, как послегитлеровское поколение бойкотировало Ленни Риффеншталь. Зато телевидения внрзапно нашло деньги на его бесконечную мемуарную бодягу, а его юбилеи отмечаются с имперской помпой и военными оркестрами.

ПС когда "часть русской интеллигенции" агитирует за Путина, Жириновского или Зюганова, мне до этого нет никакого дела, это ваши внутренние дела. Но когда она разжигает и окормляет идейно войну у меня дома, и мои родственники в Лисичанске спят под бомбежками, это уже переходит все границы морали и совести.
tuchiki From: tuchiki Date: Сентябрь, 7, 2016 16:45 (UTC) (Ссылка)

Re: нет никаких "вас" и "нас"

Вы бредите что-ли? Какие это "наши внутренние дела"?
Я еврейка уже больше четверти века живущая в Сан- Франциско.
Ни в чем, разумеется, меня не убедив, Вы втягиваете меня в како-то отвратительное топтание на могиле любимого мной русского поэта.

Хорошо, что Вы вернули Александру Моисеевечу подарки. Вы недостойны дружбы такого человека.
И не для почестей и наград написал он "Севастополь останется русским" . ОН ТАК ДУМАЕТ. И заметьте, остался русский Севастополь русским. Все. Баста. Не пишите больше сюда.
burzhuin From: burzhuin Date: Сентябрь, 7, 2016 18:25 (UTC) (Ссылка)

до свиданья

больше писать не буду. Просто меня удивляет, как еврейка из Фриско может поддерживать воинствующую идеологию, которая принесла войну нам, евреям из Харькова, в наш дом.

До свиданья, желаю успехов по распространению новоросии на Аляску и в Калифорнию. Только от нас подальше. Пусть Форт-Росс будет русским.
tuchiki From: tuchiki Date: Сентябрь, 7, 2016 19:07 (UTC) (Ссылка)

Re: до свиданья

http://9tv.co.il/news/2016/07/11/228332.html - на память вам от меня.

Когда приедете в Киев не забудьте "пройтиться" по проспекту Бандеры, а в Ивано-Франковском отведать одноименной колбаски.

Если Вы думаете, что я не поняла, что Вы живете на западе, и возможно, "засланец" с сайта Берковича, Вы меня недооценили.
Знать про "Фриско" и Форт-Росс, проживая в Харькове - конечно возможно, но вероятность почти нулевая. И манера писать .... Ну, пусть хоть родственники из Лучанска насладяться недавними переименованиями... А Олег Бузина...А 9 человек убитых и самоубитых за несколько месяцев...Не пустили дуньку в Европу...Гвалт, гвалт
burzhuin From: burzhuin Date: Сентябрь, 7, 2016 20:21 (UTC) (Ссылка)

А Олег Бузина..

- вы в вашем радикализме на удивление совпадаете с моими майдановскими оппонентами. Только знак противоположный.

Цитирую свой текст из давней дискуссии. О Бузине.

http://afranius.livejournal.com/554873.html?thread=65675129#t65675129
Меня чуть не сожрали, когда я высказал сожаление об убийстве Бузины и сравнил общественную реакцию в Украине с убийством Гонгадзе.

... считаю совершенно возмутительным как сам факт убийства журналиста из-за его профессиональной деятельности, так и неспособность власти раскрыть дело и довести до суда за вменяемый срок.

В ответ я получил однозначный мессадж, что продажных "шлюхожурналистов" и следует убивать.
__________

или еще, об идеологии и Бандере:

http://ostap21.livejournal.com/84310.html?thread=2455894#t2455894
- понятно, нарождающаяся государственность ищет легитимизацию, отделяющую ее от влиятельного соседа.

И находит ее в борцах за независимость. Упуская из виду, что в "своей борьбе" они не чурались сотрудничества с дьяволом во плоти. Пускай их самих и несколько демонизировала противоположная сторона.

Но это ложная дилемма. Как по мне, ни "правда" Петлюры-Бандеры, ни правда Буденного------Ворошилова не должны находить государственной поддержки в современном обществе. Только на уроках истории, нейтральным тоном - о всех идеях и крови, пролитой ради их воплощения). Если задачей, коначно, не стоит дальнейший идеологический раскол страны. Хватит нормальных исторических персонажей Киевской Руси, да и культурных величин хватает - от Гоголя до Леси Украинки, Коцюбинского ,,, и Бориса Чичибабина.

_____________
Или еще, сразу после убийства Бузины:
http://ostap21.livejournal.com/55005.html
Приплыли.

Если допустить отстрел оппонентов, Украина окажется в ситуации режима "черных полковников" или "отрядов смерти".

Неважно, кто бы ни стоял за этими убийствами, общественность и власть должны немедленно, публично и громогласно осудить их. И поддержать легальную оппозицию и сми в их исключительно необходимой деятельности.

А троллей, радующихся в соцсетях, немедленно банить и привлекать к ответственности по полной. За разжигание.

__________

Вот моя позиция, посвященная упомянутым вами событиям в моей стране.
Достаточно непопулярная, но последовательная.

Но как сказал философ Мамардашвили, "если мой народ пойдет за Гамсахурдия, я пойду против своего народа".

Поэтому сделать из меня "засланца от Берковича" (кстати, кто это?) у вас не выйдет.
Я не хотел отвечать на ваш текст, но пришел к выводу, что вы совершенно превратно истолковываете мою позицию. Я не скрываю проблем у меня дома и пишу об этом достаточно открыто. И поэтому уж не сторонникам крымнаша учить меня морали.

На этом действительно все, можете оставить последнее слово за собой.

Edited at 2016-09-07 20:25 (UTC)
tuchiki From: tuchiki Date: Сентябрь, 8, 2016 16:09 (UTC) (Ссылка)

Re: А Олег Бузина..

Ну, что же уважаемый <имярек> (вы ведь так и не представились), это (ваши последние комменты в чужих поста) несколько меняет дело. Сказать по правде, Вы великолепный спорщик, последовательно, аргументированно и главное, не опускаясь до личных оскорблений, отстаивающий свои взгляды. По дороге Вы демонстрируете завидную эрудицию, историческую и всякую прочую.
Видите, я человек справедливый. Однако, в гражданской войне на Украине она сама и повинна. Началось все в 1991 "с закона о языке'. Но продолжать мы не будем. Бесполезно и для меня и для Вас.
А напоследок я скажу...У меня есть совершенно неожиданная для моих сегодняшних взглядов текстовка... На этом и сегодня стоим... http://7iskusstv.com/2012/Nomer5/Tuchinskaja1.php
From: (Anonymous) Date: Сентябрь, 19, 2016 14:34 (UTC) (Ссылка)
Я всегда любил стихи и песни Новеллы Матвеевой. Но то, что она писала в последние годы - это позор. И я не о Крыме. Упомянутые здесь Городницкий и Норштейн тоже считают, что Крым должен быть русским, но они против развязанной Путиным войны против Украины. И они не написали стихов, подобным "Контра" или "Разгул". Они навсегда останутся позорным пятном в биографии большого поэта Новеллы Матвеевой.

Я помню, как я был разочарован, когда узнал, каким подонком стал мой любимый шахматист Роберт Фишер. К сожалению, такие разочарования следовали одно за другим. Да и сегодня многие любимые деятели искусства продолжают разочаровывать. Но я разделяю творчество и политические позиции, человеческие качества. Поэтому лучшие стихи и песни Новеллы Матвеевой останутся со мной независимо от омерзения, которое я ощущаю от её поэтических пасквилей. Так же, как музыка антисемита Рихарда Вагнера.
16 комментариев or Оставить комментарий