?

Log in

No account? Create an account
Записи Друзья Календарь О себе Предыдущая Предыдущая Следующая Следующая
"Одна из всех — за всех — противу всех!" - о Валерии Новодворской - Соня Тучинская
были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы. ...
tuchiki
tuchiki
"Одна из всех — за всех — противу всех!" - о Валерии Новодворской
Мое эссе о Валерии Новодворской опубликовано в последнем номере "толстого" русского журнала, издающегося в Нью-Йорке. У истоков "Слово/Word" стояли два великих покойника: Дoвлатов и Бродский. Наверное, именно по этому мелко-тщеславному поводу мне давно хотелось увидеть в Содержании "Слова" свое имя. Читать эссе целиком на Лит Бук здесь. А в пост пошли небольшие кванты, наугад выбранные из полного текста.
----------------------------------
images


Больши сея любве никтоже имать,
да кто душу свою положит за други своя…

Ин, 15:13

Под свист глупца и мещанина смех —
Одна из всех — за всех — противу всех!
Цветаева

Знаменитых покойников надо поминать не сразу. Пусть в душе настоится, уляжется. А то ведь под звуки прощальной литургии просится писать об усопшем, коли любил его при жизни, как о непогрешимом святом, а если ненавидел, - то по закону симметрии, - как об уполномоченном самого дьявола. Точно так произошло и с Валерией Ильиничной Новодворской. Одни в первые дни по ее уходу вспоминали, как страстно любила она свою несчастную родину, другие - как яростно она ее ненавидела. По прошествии же времени вступают в действие таинственные механизмы когнитивного диссонанса: преклонение перед ее памятью и восхищение ею, неотделимое от, как бы это поделикатнее выразиться..., от некоторой оторопи.

***********************

...Прах ее захоронили там, где "спит в Донском монастыре Русское дворянство". В этом есть высшая справедливость. Не только потому, что она из древнего боярского рода Новодворских, но и потому, что мятежная душа ее обрела вечный покой рядом с лучшими людьми России. С Солженицыным, с Чаадаевым. В тех неведомых нам мирах, куда "как собеседники на пир" призваны эти трое, Александр Исаевич не удостоил бы ее и словом. Слишком мало, в отличие от него, она - ярый западник, верила в "особый путь" России, желая для нее обычного буржуазного преуспеяния, в основе которого лежит не "соборность", а свобода и независимость личности. Да она и сама бы отвернулась от него. В ее глазах он навсегда замарал себя недостойной порядочного человека близостью к нынешнему Президенту России. Зато с Чаадаевым они не смогли бы наговориться. Присущий первому русскому денди культ "модной слабости", не помешал бы ему безошибочно опознать в этой нелепой грузной подслеповатой женщине "свою".

Ведь это он сказал когда-то:
"Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать".

Как будто следуя завету Чаадаева, Валерия Ильинична, как умела, всю свою сознательную жизнь "бичевала, огорчала и унижала" свою родину, переводя скорбные максимы Чаадаева на язык своего века. По характерным приметам - оголенная совесть, жертвенность, сочувствие малым народам - она была типичным русским интеллигентом. У нее был застарелый синдром русской интеллигенции - всегда находиться в противостоянии действующей власти. ВСЕГДА. Даже тогда, когда быть заодно с властью не позорно, а напротив - добродетельно и благоразумно. Ее вера в то, что дома в 1999-м взрывали спецслужбы, была неколебима. "Беслан" она без лишних раздумий "повесила" не на обустроивших его бородатых исчадий ада, а на Путина. И захват заложников в театре на Дубровке - тоже на него. Ну в том смысле, что власти неправильно и малоэффективно реагировали на действия "народных мстителей", что, разумеется, большее преступление, чем сами "действия" по захвату заложников среди первоклассников или взятие в таковые целого зрительного зала. Чеченцы в то время находились под нежнейшей защитой русских либералов. Кажется, среди писательско-художественной элиты вменяемый голос Василия Аксенова был тогда единственным.

*******************************************

В последнее время ее "заносило" все чаще и чаще - подводил не стихающий, как это бывает с унылым большинством, а напротив, усиливающийся с годами радикализм. Он толкал ее на простые решения очень непростых уравнений со многими неизвестными, таких, к примеру, как гражданская война на юго-востоке Украины. Из уважения к ее памяти не хочется вспоминать детали... Ну, разве что припомнить об одной, самой безобидной ее выходке. На одном из своих home video с Константином Боровым она, по-детски радуясь своей проделке, красуется в футболке со слоганом, обращенным к женщинам Украины: "Не дай русскому". Откровенно нестандартные очертания ее фигуры не помешали ей прикинуть на себя этот рисковый слоган, предназначенный юным длинноногим тушкам! Нет, воистину, она была "one of a kind"! Полное презрение "к свисту глупцов и смеху мещан", в глазах которых она никогда не боялась показаться смешной, придавало любой ее фронде какой-то хулигански-обаятельный оттенок.

Да и вообще, невозможно не признать, что обаяния она была беспримерного. И ни возраст, ни астма, ни диоптрии, ни нелепейшие крепдешиновые платья, в которых она, тяжело преодолевая три невысокие ступеньки, поднималась к "К барьеру", были над этим обаянием не властны. Наблюдать ее на этом всероссийском теле-ринге было истинным наслаждением - один ее неповторимый и потому так легко пародируемый на эстраде голос чего стоил! Никто из ее тогдашних оппонентов не мог сравниться с ней в язвительном остроумии, неправдоподобной эрудиции, поразительной памяти, спонтанной быстроте и точности реакций, т.е. в завидной интеллектуальной харизме. Качество, прямо скажем, не лишнее, чтобы быть лидером политической партии. А она возглавляла "Дем. Союз" в течение 20 лет.

Было бы лицемерием не отметить, что ее сограждане в основном демонстрировали огромный и годами неутихающий интерес не столько к политическим воззрениям Валерии Ильиничны, сколько к сакраментальному вопросу о ее девственности. Лет 10 назад она наповал сразила своих компатриотов, дав интервью русскому "Playboy", где с обезоруживающей откровенностью рассказала о себе то, что, вообще говоря, никого не должно касаться. "Меня просто не волнует эта сторона человеческой жизни. Видимо, я как раз то, что называется "старая дева", потому что величать меня "девушкой" в 50 лет как-то уже неудобно. Я чувствую себя идиоткой, когда начинаю объясняться на эту тему.... К тому же для этого надо безумно влюбиться, венчаться - для меня отношения в другом ключе невозможны. А я не встретила человека, который смог бы меня терпеть... Я живу с мамой и котом Стасиком и он никогда не мешает мне спать". Очевидно, к вещам для нее, в отличие от большинства женщин, малосущественным она относилась с насмешливым равнодушием. А вопросы о ее маритальном статусе или особенностях ее женского устройства принадлежали именно к этой категории. Для "нормальных" же обывателей это звучало откровением юродивой.

Наберусь окаянства предположить, что в России (ну, разве что за маргинальным исключением подписчиков сайта "Грани.ру") Валерию Новодворскую держали за безвредную и потешную юродивую - "городскую сумасшедшую", наподобие Моисейки из "Палаты номер 6".

Между тем, мало кто из действовавших в последнее время на российской сцене персоналий мог бы сказать своему народу - "Вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою" - с большим основанием, чем она.
15 комментариев or Оставить комментарий
Comments
shimon5 From: shimon5 Date: Сентябрь, 5, 2014 20:09 (UTC) (Ссылка)
Интересно, откуда взялась информация о боярах Новодворских. Никогда не слышал о таких. В Бархатной книге их тоже нет...
tuchiki From: tuchiki Date: Сентябрь, 5, 2014 20:16 (UTC) (Ссылка)
Из ее автобиографии.
Что я точно знаю, так это то, что ее прадед описан Львов Николаевичем Толстым в "Воскресенье" под своим именем, дворянина-революционера Новодворского, который женился в Сибири на крестьянке.
shimon5 From: shimon5 Date: Сентябрь, 5, 2014 20:23 (UTC) (Ссылка)
Про дворянство ничего не знаю, хотя могу предположить, что из шляхты ВКЛ. Но боярами Новодворские ,если и были, то только в автобиографии Новодворской.
iammaha From: iammaha Date: Сентябрь, 6, 2014 03:50 (UTC) (Ссылка)
С большим удовольствием прочитала Ваше эссе.
Весьма неоднозначная личность Валерия Новодворская...
Думается мне, что в отношении нее как нельзя более уместно: лицом к лицу лица не увидать.
Поскольку современникам Валерии Ильиничны слишком уж неприятно именно ее "лицо".
Потомки, полагаю, отнесутся к ней более "нелицеприятно", а, следовательно, объективно.
В конце концов, главное - это духовное наследие (след), оставленный в памяти человечества.
А он есть.
И Вы замечательно об этом написали.
tuchiki From: tuchiki Date: Сентябрь, 6, 2014 04:06 (UTC) (Ссылка)
След, Света, на самом деле тоже неоднозначный. Но за все свои будущие ошибки она заплатила заранее, в 1969-ом.
Мне, персонально, ближе другой тип борца. Лидия Корнеевна Чуковская, к примеру, или ее кумир, Алесксандр Исаевич Солженицын.
А вот Вас, Светлана, как русского человека, не оскорбляли ее припечатки для "95% русских" ?
iammaha From: iammaha Date: Сентябрь, 7, 2014 07:42 (UTC) (Ссылка)
Нет, не оскорбляли, поскольку я отношусь к ВИН в целом как к человеку крайне экзальтированному (наподобие Жириновского, хотя сравнение не очень удачное). Мои взгляды слишком уж далеки от мировоззрения Новодворской, чтобы оное оказывало на меня какое-либо влияние.
Хотя я допускаю мысль о возможной "неправоте" 95% населения (Германия во время правления Гитлера).
У ВИН мне представляется наиболее ценной ее непримиримая позиция по отношению к ФСБ (КГБ, ГПУ, НКВД), на мой взгляд, Новодворская собственной жизнью утверждала, что сия организация подавила и подавляет всякое свободомыслие в России и не потерпит никаких "конкурентов" во власти.
Новодворская всегда плохо отзывалась о Путине, и его "соболезнования" по поводу ее кончины выглядели не меньшим юродством чем ее о нем высказывания.
Я думаю, что в очень скором времени Россия превратится в монстра.
А организация во главе ее стоящая есть организация сатанинская по своей сути.
Но это все, конечно, сугубо мое мнение, которое ВИН не разделяла, будучи атеисткой:)
tuchiki From: tuchiki Date: Сентябрь, 7, 2014 14:57 (UTC) (Ссылка)
Наши взгляды, дорогая Света, на героиню моего эссе очень близки. Она еще девочкой встала в одиночку против всесильного Сатаны. "Больши сея любве никтоже имать".
Если бы этого сверх-жертвенного участия в борьбе со Злом, не было бы в ее прошлом, она была бы чисто комической фигурой.

Единственное, в чем Вы ошиблись: ВИН, будучи наполовину русской, наполовину (по отцу) еврейкой, крестилась в православие в 1990-ом году. Когда ее имя оказалос в Еврейской Электронной Энциклопедии, она написала туда письмо, чтобы ее изъяли из списков. Она считала себя русской, православной, но принадлежала не московской Епархии, а украинской автокефальной. Крестным отцом ее был знаменитый священник Яков Кротов. Он же отпевал ее в Донском Монастыре. Нельзя при этом не упомянуть, что она нежнейше любила Израиль и написала прелестнейшее, поэтическое эссе об этой стране.


Edited at 2014-09-07 15:12 (UTC)
iammaha From: iammaha Date: Сентябрь, 7, 2014 23:23 (UTC) (Ссылка)
Да, я действительно этого не знала.
Спасибо, что просветили:)
Достойно уважения, что будучи уже в зрелом возрасте ВИН приняла решение о крещении.
Зная ее бескомпромиссный характер, можно с уверенностью сказать, что решение это было выстраданным и серьезным весьма.
Вот так в церкви могут стоять со свечками и Путин и Новодворская, и оба такие разные...
tuchiki From: tuchiki Date: Сентябрь, 8, 2014 00:32 (UTC) (Ссылка)
Я ВИН в свое время слушала на Свободе, в передаче Якова Кротова о религии.
Он ее очень часто приглашал. Она чудовищно образована в теологии христианства.
Света, как Вы четыре года назад тронули мое сердце своим прекрасным стихотворением о предательстве, и своей поддержкой евреев и Израиля, так я этот свет и сейчас в Вас вижу.
iammaha From: iammaha Date: Сентябрь, 8, 2014 06:06 (UTC) (Ссылка)
Спасибо, Соня!
Я думаю, что любовь к Евреям не может исходить иначе чем от Бога: любящий Его любит и рожденное от Него.
Божья любовь к Его народу вечна и неизменна. И закон, и пророки, и Христос - все от него и через него.
Поэтому так называемое богословие замещения (Израиля Церковью и земного Иерусалима небесным) никогда не находило во мне отклика.
Никогда Бог не отказывался и не откажется от Своего народа.
Апостол Павел написал, что ожесточение (против принятия Христа) произошло в Израиле отчасти, покуда не войдет в Небесное Царство "полное число язычников". Я верю, что время это наступает, если уже не наступило. И я верю, что начинается ожесточение среди т н "язычников" против Евреев.
Думаю, что очень скоро в России начнутся такие гонения Евреев, каких не было даже при Гитлере.
Потому что дух антисемитизма - дух сатанинский, противящийся всему божественному.
А о том, кто сейчас в России у власти, я уже писала.
tuchiki From: tuchiki Date: Сентябрь, 9, 2014 02:50 (UTC) (Ссылка)
А Вы, Света, в "наши палестины" не собираетесь? Ведь Вам до Сан-Франциско ближе, чем до Москвы. Была бы рада Вас принять.
chainastole From: chainastole Date: Сентябрь, 6, 2014 13:55 (UTC) (Ссылка)
Хотели ли бы Вы иметь такую "совесть", специализирующуюся на еврействе?
Вот взгляд русского: http://www.iarex.ru/articles/50349.htmlю
tuchiki From: tuchiki Date: Сентябрь, 6, 2014 22:18 (UTC) (Ссылка)
Игорь, может быть надо было сказать это определенней, но мне кажется, я достаточно выразила оторопь от многих ее высказываний и полное неприятие многих ее призывов.
Это эссе, а не полемическая статья. А госпожа Чудинова (из вашей ссылки) которая пренебрежительно и свысока цедит о гестаповских пытках, которым вовсе и не подвергали девушек (Леру и Наташу) в Казанской полит-псих-тюрьме, позорит скорее свое имя, чем имя ВИН. И так она просто бросает, что бормашиной не пытали Леру. Но я об этой процедуре прочла в деталях в автобиографии ВИН, а г-жа Чудинова источника не указала.
Но дело не в этом. С этим эссе вышла интересная история. До "Слова" я послала его в один российский толстый журнал, с которым уже сотрудничала до этого. Мне ответили там, что это ГИМН Новодворской, а такого жанра у них нет.
Тогда я послала этот же текст в одно русско-яычное издание в Америке, религиозно стоящее на стороне Украины в сегодняшнем конфликте. Они мне отказали, но по абсолютно противоположной причине, разглядев в моем эссе апологетику имперских поползновений России, что было бы оскорбительно для памяти ВИН.
Я из этой истории сделала правильный вывод: "Все в тАбе". Лев Николаевич очень любил повторять эту фразу своего друга и содумника, крестьянина Сютаева.
chainastole From: chainastole Date: Сентябрь, 7, 2014 15:07 (UTC) (Ссылка)
Понял, будем чистить с себя.
Ну а все-таки, как бы отнеслись к русскому национально ориентированному интеллектуалу, подводящему итог высокого накала нравственной позиции, скажем Изи Шамира?
tuchiki From: tuchiki Date: Сентябрь, 7, 2014 16:51 (UTC) (Ссылка)
Редкий случай, Вы меня не поняли, Игорь.
Я имела в виду, что в зависимости от своих собственных взглядов на русско-украинскую проблему редакторы оценивают мою бедную текстовку. Вот поэтому я никогда никому не пытаюсь угодить.
15 комментариев or Оставить комментарий