Соня Тучинская (tuchiki) wrote,
Соня Тучинская
tuchiki

Париж романтиков vs. Париж цЫников...

Чтобы понять, о чем я здесь толкую, нужно прочесть зарисовку Елены Матусевич "Мой Париж будет таким" . Ну, если поленитесь и не прочтете, вот в двух словах: автор,  русская американка, преподаватель французского, художница, и писательница, посетив недавно Париж, остановилась не в гостинице на Левом Берегу, а в двухкомнатной квартире Хакима на окраине Парижа. Хозяин квартиры, в одной из двух комнат которой  Елена нашла недорогой приют, описан настолько харизматической личностью, что Елена и всем нам желает, для лучшего ознакомления с "новым" Парижем, впредь остановливаться именно у Хакима. На парижской окраине Елену очаровал не только Хаким и его неподражаемо обаятельный кот, но и все остальное, что ей довелось там увидеть минувшей осенью.

Елена приводит примеры, которые должны нас убедить, что безумно предупредительные и  патологически вежливые туземцы, выходцы из стран Магриба, необычайно выигрывают сегодня в сравнении с молодыми французами. Да, даже и не только с французами, а вообще с белыми. Юноша-славянин в трамвае толкнул Елену в бок, и не извинился. А чернокожий юноша, напротив, как увидел, что у одной пожилой француженки заколка из волос выпала, так тут же и подобрал ее и хозяйке, поверите вы или нет, вернул. Вот на таких серьезных "примерах из жизни" Елена приходит к утешительному выводу: интеграция мусульман во Франции развивается успешно. А французы еще и наварили, запустив в свои пределы такие полчища столь изысканно воспитанных молодых людей. Раньше Париж был зловонный и с крысами в метро, а теперь, после полной победы мульти-култи - стало чище, благоуханней и вообще, как то веселее. 

Т.е. главный вывод таков - мультикультурализм  для  Франции так же пользителен, как вливание старушенции из старого  аристокракратического рода  новой здоровой крови.  (Хакима и его друзей с окраин Парижа.)

Ну,  это была преамбула. Она легко прочитывается по комментам, оставленным под статьей Елене пол-года назад. А сказка - впереди.

В свое время я стояла у истоков первого раунда споров "о Париже Елены Матусевич." Я ей тогда напоминала о  роли друзей Хакима в поджогах Парижа и т.д. Сейчас, через полгода, набирает обороты второй раунд.

Но расклад остался прежним. Никакие рациональные доводы с полной статистической выкладкой, терпеливо приводимые обстоятельными оппонентами Елены, ровно также как и полгода назад, не изменили любовный взгляд Елены на "Ее Париж". Елена  осталась непоколебимо влюбленной в "Свой Париж", к которому все больше и больше применимо два  любимейших  слова из словаря любой культурной женщины: ethnic diversity.

Понятно, что дело оппонентов - дохлое. Потому, что спор этот идет не между двумя диспутантами, а между двумя противоположными мироощущениями - романтическим и цЫиническим. Исповедовать первое - легко и приятно. Это  не  требует ни одного качества, кроме  обобщенного сочувствия обездоленным всего мира и ability to "wishful thinking". Что означает верность избранной доктрине вопреки любым любой реальности  (в, частности, статистике). Со вторым сложнее - и имидж в глазах зрителей не выходит такой белый и пушистый, и  хотя бы средняя способность  к анализу причинно-следственных связей должна быть в наличии...

Мне показалось заманчиво продемонстрировать два вышеозначенным типа сознания на личном примере.

В один из своих давних визитов в Ленинград я зашла в Синагогу на Лермонтовском и, пообщавшись там с прихожанами, решила заодно наведаться к Блоку на Пряжку. Благо, Музей-Квартира его находятся в более, чем досягаемой близости от Синагоги, да и идти по Лемрмонтовскому - красота, благодать одна. Что-то я увидела накануне по местному ТВ о новых экспонатах полученных Музеем. Вот, думаю, как раз и полюбуюсь . Уже на подходе к Пряжке я рассмотрела  довольно длинную очередь.

- Вот так, - думаю. Нам всегда кажется, что мы такие особенные, что только у нас есть интерес к Блоку, к истиной, а не массовой культуре. А вот, сколько людей, увидев вчерашние новости, пришли ознакомиться с
новыми материалами по Блоку.

В этих возвышенных размышлениях, я успела достичь очереди. Было без четверти два, и жители этого микрорайона нетерпеливо ожидали открытия винного магазина, которые, по всей видимости, в рамках борьбы с пьянством, открывались в тот год в 2 часа дня. Вход в магазин был в соседнем с Музеем доме и при моем плохом зрении породил описанную мною выше аберрацию.

Как поступает в этом случае (перепутав очередь в винный магазин с очередью в музей ) человек с цЫническим типом мышлением?

Первое - он начинает громко смеяться над самим собой. То есть, натурально в голос ржать над своими маниловскими представлениями о действительности.
Второе - он навсегда расстается с доктриной, что Музей Блока сможет когда -либо стать  объектом паломничества для его бывших соотечественников. И обогащенный этими новыми знаниями цЫнический человек бодро открывает дверь в Музей, где пленительно проводит два часа своего каникулярного времени в очаровательном обществе  нескольких других чудаков. А выйдя из Музея он решает написать о себе любимом на фоне Блока. Т.е., буквально обо всем, начиная с первого ошеломительного юношеского впечатления от "Приближается звук. И, покорна щемящему звуку, молодеет душа..." и вплоть до сегодняшнего посещения Музея Блока, включая историю с перепутанной очередью.

Как поступает в этом случае человек с романтическим типом мышления ?

Первое - он сочувственно всматривается в очередь и в каждом из страждущих побыстрее напиться "живой воды" видит пострадавшего, ставшего таковым не по своему собственному выбору, а исключительно силою внешних обстоятельств. Он проводит в разговорах с этими людьми все 15 минут, которые остались до открытия магазина. Потом его просто сметают с ног.
Второе - имеено в этот момент он решает написать серию импрессионистки-коротких зарисовок о нескольких калеках из очереди, с которыми ему до открытия магазина довелось поговорить по душе. Выходя  из музея, где романтик, так же как и цЫник, замечательно провел время,  романтик остается непоколебимо уверен, что люди в очереди ничем не отличаются от него и его друзей. И что, как сейчас они одержимы пагубным желанием сообразить на троих, так рано или поздно с такой же неутолимой страстью  взалкают  поэзии Блока.

А теперь скажите сами, может ли романтик услышать доводы цЫника на такой предмет, как постепенное размывание культурной идентификации французов? Или как превращение окраин Парижа в дорогую сердцу романтика ethnic diversity, не имеющую, однако, по мнению цЫника, ничего общего с eго, цЫника, представлением о Париже.

Ответ: Нет, романтик никогда не услышит цЫника в силу разного устройства их мыслительных  аппаратов, хотя и при близком устройстве их, как говаривали братья Гонкур, "земной оптики". Как сказал бы в этом случае мой американский сосед: Because they are  built THIS way.

P.S.

Надо признать, что мысль у меня здесь выражена на уровне грубо-упрощенного концепта. Тут, как и во всем другом, как говорится, "есть варианты". Умный будет тот, кто вспомнит душевнейший рассказ утонченного люмпен-интеллектуала Венечки Ерофеева о засыле его в качестве гонца к открытию винного. Летом - чтобы распить в полях, а зимой - соответственно - в снегах. А тема рока из Пятой Бетховена при приближении продавщицы винного отдела?... Но самое занятное в этой ситуации, что и романтик и цЫник одинаково нежно любят и Венечку Ерофеева и Блока и, что уже совсем невероятно, одинаково искренне грустят и переживают по поводу людей из очереди, губящих свое тело и душу, когда у них прямо под рукой такая запредельная красота....Просто цЫник не решается о них писать, так как для этого трагического сюжета нужен другой уровень таланта, нежели для его непритязательных зарисовок о жизни...

То есть Романтика и Цыника многое роднит. Но разделяет, их к, сожалению, еще большее. Верность доктрине vs. верность реальности. И к каким бы грустным для Цыника выводам не приводило его  честное осмысление этой реальности, он никогда не отступится и не заставит свои глаза видеть не то, что они видят.
В точности тем же пагубным путем пойдет и романтик. Well...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments