Соня Тучинская (tuchiki) wrote,
Соня Тучинская
tuchiki

Дмитрия Быкова знают все.
Михаила Эпштейна - избранные. 
Быков -  феномен "после-перестроечной" России.
Эпштейн - "новый Бахтин", культуролог с мировым именем, представитель поколения  филологов и лингвистов далеких 70-х.
Быков - в Москве, в телевизоре,  периодике, на встречах с читателями -  24/7, везде.
Эпштейн - в Атланте, в Эмори, читает курс русской литературы американским студентам.

И вот эти двое вступают в "Новой Газете" в "переписку. Переписка, равной которой просто не  существует сегодня в русскоязычном культурном пространстве,  ослепительна во всех отношениях. В последнем линке бесстрашно выносит свой нелицеприятный приговор Валeрия Ильинична.

<

Эпштейн - Быкову -1
 
Быков - Эпштейну - 1
 
Эпштейн - Быкову - 2
 
Эпштейн - заключение
 
 Валерия Новодворская

Если не интересно, я не виноватая.
Я сама по прочтении испытала бескорыстную радость, чистейшее лингвистическое наслаждение. Довлатов сказал когда-то: "Какое счастье -  я знаю русский алфавит!"  Вот это как раз тот случай.
Кроме того, эта переписка неплохое упражнение для  пытливого еврейского моска: понять, на  чьей ты стороне в этом споре? И кто в этой полемике,в итоге, одержал победу?
Очевидно, что ответы на оба вопроса могут совпадать, а могут и не. 

Этих двоих, Быкова и Эпштейна, очень многое разнит, но есть у них и кое-что общее:
Оба владеют кириллицей  на каком-то виртуозно-недосигаемом уровне - легкость, изящество и при этом глубина текста.
Да, есть еще кое-что.
Оба они, евреи по крови, в сознательном возрасте крестились в православие. Кроме того, Быков на пару с Арбатавой нес в свое время какую-то слабоумную ахинею об Израиле, как о "провалившемся проекте".
Well...
Лично я с годами научилась отделять "котлет от мух". На общем привычном фоне многочисленных "оттенков серого" - пренебречь этой "эпистоляркой" - означает не хотеть доставить радость,себе, любим(ой, ому).
 
P.S.

Штрихи к портрету: Михаил Эпштейн.

Вот малоизвестный сайт, «Эротическое письмо», им редактируемый.
Вот что и как он там, среди прочего, пишет в качестве редактора:

"Русский язык, при всем своем богатстве, мало разработан в описании любовных отношений, телесных прикосновений, опыта неги и наслаждения (как известно, матерная лексика, которой в последнее время посвящено много теоретических и лексикографических работ, служит другим целям). Журнал исследует русское эротическое письмо в его разнообразных стилистических зонах (преимущественно средних и высоких), осмысляет традиции и перспективы художественного языка любви, языка плотского знания и осязательных ощущений. И. Бунин, Ал. Толстой, В. Набоков... В сопоставлении с Д. Джойсом, Д. Лоренсом, Г. Миллером... Анализ лучших образцов современного эротического письма. "

"В любви, как и в искусстве, по словам Шкловского, важен не материал, а прием. Известная бедность материала даже усиливает ощутимость приема. Обнажается структура в бедной фактуре.  Бедная эротика не менее эротична и утонченно чувственна, чем материально богатая (как бедный театр у Гротовского не менее выразителен, чем жестокий и роскошный театр Арто). Такое противопоставление богатой и бедной, оргиастической и заторможенной эротики проводится в стихотворении Пушкина "Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем..." Максимальная эротика требует крупных и быстрых телодвижений ("Когда, виясь в моих объятиях змеей, Порывом пылких ласк и язвою лобзаний Она торопит миг последних содроганий!"), тогда как бедная почти неподвижна, но, создавая барьер на пути инстинкта, тем более чувствительна к саднящей неге его преодоления ("Стыдливо-холодна, восторгу моему Едва ответствуешь, не внемлешь ничему И оживляешься потом все боле, боле - И делишь, наконец, мой пламень поневоле!"). Вот это "поневоле" и есть пик и контраст сладострастия, когда огонь растопляет лед, а не лижет жадным языком другой огонь."

Штрихи к портрету: Д. Быков:

Послание к евреям

"В сем христианнейшем из миров
Поэты - жиды"
Марина Цветаева

В душном трамвае - тряска и жар,
                               как в танке, -
В давке, после полудня, вблизи Таганки,
В гвалте таком, что сознание затмевалось,
Ехала пара, которая целовалась.
Были они горбоносы, бледны, костлявы,
Как искони бывают Мотлы и Хавы,
Вечно гонимы, бездомны, нищи, всемирны -
Семя семитское, проклятое семижды.
В разных концах трамвая шипели хором:
"Ишь ведь жиды! Плодятся, иудин корень!
Ишь ведь две спирохеты - смотреть противно.
Мало их давят - сосутся демонстративно!".
Что вы хотите в нашем Гиперборее?
Крепче целуйтесь, милые! Мы - евреи!
Сколько нас давят - а все не достигли цели.
Как ни сживали со света, а мы все целы.
Как ни топтали, как ни тянули жилы,
Что ни творили с нами - а мы всё живы.
Свечи горят в семисвечном нашем шандале!
Нашему Бродскому Нобелевскую дали!
Радуйся, радуйся, грейся убогой лаской,
О мой народ богоизбранный - вечный лакмус!
Празднуй, сметая в ладонь последние крохи.
Мы - индикаторы свинства любой эпохи.
Как наши скрипки плачут
                               в тоске предсмертной!
Каждая гадина нас выбирает жертвой
Газа, погрома ли, проволоки колючей -
Ибо мы всех беззащитней - и всех живучей!
Участь избранника - травля, как ни печально.
Нам же она предназначена изначально:
В этой стране, где телами друг друга греем,
Быть человеком - значит уже евреем.
А уж кому не дано - хоть кричи,
                               хоть сдохни, -
Тот поступает с досады в черные сотни:
Видишь, рычит, рыгает, с ломиком ходит -
Хочется быть евреем, а не выходит.
Знаю, мое обращение против правил,
Ибо известно, что я не апостол Павел,
Но, не дождавшись совета, - право поэта, -
Я - таки да! - себе позволяю это,
Ибо во дни сокрушенья и поношенья
Нам не дано ни надежды, ни утешенья.
Вот моя Родина - Медной горы хозяйка.
Банда, баланда, блядь, балалайка, лайка.
То-то до гроба помню твою закалку,
То-то люблю тебя, как собака палку!
Крепче целуйтесь, ребята! Хава нагила!
Наша кругом Отчизна. Наша могила.
Дышишь, пока целуешь уста и руки
Саре своей, Эсфири, Юдифи, Руфи.
Вот он, мой символ веры, двигавшей горы,
Тоненький стебель последней моей опоры,

Мой стебелек прозрачный, черноволосый,
Девушка милая, ангел мой горбоносый.
 


 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments