?

Log in

Записи Друзья Календарь О себе Предыдущая Предыдущая Следующая Следующая
Дмитрия Быкова знают все. Михаила Эпштейна - избранные.  Быков… - Соня Тучинская
tuchiki
tuchiki

Дмитрия Быкова знают все.
Михаила Эпштейна - избранные. 
Быков -  феномен "после-перестроечной" России.
Эпштейн - "новый Бахтин", культуролог с мировым именем, представитель поколения  филологов и лингвистов далеких 70-х.
Быков - в Москве, в телевизоре,  периодике, на встречах с читателями -  24/7, везде.
Эпштейн - в Атланте, в Эмори, читает курс русской литературы американским студентам.

И вот эти двое вступают в "Новой Газете" в "переписку. Переписка, равной которой просто не  существует сегодня в русскоязычном культурном пространстве,  ослепительна во всех отношениях. В последнем линке бесстрашно выносит свой нелицеприятный приговор Валeрия Ильинична.

<

Эпштейн - Быкову -1
 
Быков - Эпштейну - 1
 
Эпштейн - Быкову - 2
 
Эпштейн - заключение
 
 Валерия Новодворская

Если не интересно, я не виноватая.
Я сама по прочтении испытала бескорыстную радость, чистейшее лингвистическое наслаждение. Довлатов сказал когда-то: "Какое счастье -  я знаю русский алфавит!"  Вот это как раз тот случай.
Кроме того, эта переписка неплохое упражнение для  пытливого еврейского моска: понять, на  чьей ты стороне в этом споре? И кто в этой полемике,в итоге, одержал победу?
Очевидно, что ответы на оба вопроса могут совпадать, а могут и не. 

Этих двоих, Быкова и Эпштейна, очень многое разнит, но есть у них и кое-что общее:
Оба владеют кириллицей  на каком-то виртуозно-недосигаемом уровне - легкость, изящество и при этом глубина текста.
Да, есть еще кое-что.
Оба они, евреи по крови, в сознательном возрасте крестились в православие. Кроме того, Быков на пару с Арбатавой нес в свое время какую-то слабоумную ахинею об Израиле, как о "провалившемся проекте".
Well...
Лично я с годами научилась отделять "котлет от мух". На общем привычном фоне многочисленных "оттенков серого" - пренебречь этой "эпистоляркой" - означает не хотеть доставить радость,себе, любим(ой, ому).
 
P.S.

Штрихи к портрету: Михаил Эпштейн.

Вот малоизвестный сайт, «Эротическое письмо», им редактируемый.
Вот что и как он там, среди прочего, пишет в качестве редактора:

"Русский язык, при всем своем богатстве, мало разработан в описании любовных отношений, телесных прикосновений, опыта неги и наслаждения (как известно, матерная лексика, которой в последнее время посвящено много теоретических и лексикографических работ, служит другим целям). Журнал исследует русское эротическое письмо в его разнообразных стилистических зонах (преимущественно средних и высоких), осмысляет традиции и перспективы художественного языка любви, языка плотского знания и осязательных ощущений. И. Бунин, Ал. Толстой, В. Набоков... В сопоставлении с Д. Джойсом, Д. Лоренсом, Г. Миллером... Анализ лучших образцов современного эротического письма. "

"В любви, как и в искусстве, по словам Шкловского, важен не материал, а прием. Известная бедность материала даже усиливает ощутимость приема. Обнажается структура в бедной фактуре.  Бедная эротика не менее эротична и утонченно чувственна, чем материально богатая (как бедный театр у Гротовского не менее выразителен, чем жестокий и роскошный театр Арто). Такое противопоставление богатой и бедной, оргиастической и заторможенной эротики проводится в стихотворении Пушкина "Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем..." Максимальная эротика требует крупных и быстрых телодвижений ("Когда, виясь в моих объятиях змеей, Порывом пылких ласк и язвою лобзаний Она торопит миг последних содроганий!"), тогда как бедная почти неподвижна, но, создавая барьер на пути инстинкта, тем более чувствительна к саднящей неге его преодоления ("Стыдливо-холодна, восторгу моему Едва ответствуешь, не внемлешь ничему И оживляешься потом все боле, боле - И делишь, наконец, мой пламень поневоле!"). Вот это "поневоле" и есть пик и контраст сладострастия, когда огонь растопляет лед, а не лижет жадным языком другой огонь."

Штрихи к портрету: Д. Быков:

Послание к евреям

"В сем христианнейшем из миров
Поэты - жиды"
Марина Цветаева

В душном трамвае - тряска и жар,
                               как в танке, -
В давке, после полудня, вблизи Таганки,
В гвалте таком, что сознание затмевалось,
Ехала пара, которая целовалась.
Были они горбоносы, бледны, костлявы,
Как искони бывают Мотлы и Хавы,
Вечно гонимы, бездомны, нищи, всемирны -
Семя семитское, проклятое семижды.
В разных концах трамвая шипели хором:
"Ишь ведь жиды! Плодятся, иудин корень!
Ишь ведь две спирохеты - смотреть противно.
Мало их давят - сосутся демонстративно!".
Что вы хотите в нашем Гиперборее?
Крепче целуйтесь, милые! Мы - евреи!
Сколько нас давят - а все не достигли цели.
Как ни сживали со света, а мы все целы.
Как ни топтали, как ни тянули жилы,
Что ни творили с нами - а мы всё живы.
Свечи горят в семисвечном нашем шандале!
Нашему Бродскому Нобелевскую дали!
Радуйся, радуйся, грейся убогой лаской,
О мой народ богоизбранный - вечный лакмус!
Празднуй, сметая в ладонь последние крохи.
Мы - индикаторы свинства любой эпохи.
Как наши скрипки плачут
                               в тоске предсмертной!
Каждая гадина нас выбирает жертвой
Газа, погрома ли, проволоки колючей -
Ибо мы всех беззащитней - и всех живучей!
Участь избранника - травля, как ни печально.
Нам же она предназначена изначально:
В этой стране, где телами друг друга греем,
Быть человеком - значит уже евреем.
А уж кому не дано - хоть кричи,
                               хоть сдохни, -
Тот поступает с досады в черные сотни:
Видишь, рычит, рыгает, с ломиком ходит -
Хочется быть евреем, а не выходит.
Знаю, мое обращение против правил,
Ибо известно, что я не апостол Павел,
Но, не дождавшись совета, - право поэта, -
Я - таки да! - себе позволяю это,
Ибо во дни сокрушенья и поношенья
Нам не дано ни надежды, ни утешенья.
Вот моя Родина - Медной горы хозяйка.
Банда, баланда, блядь, балалайка, лайка.
То-то до гроба помню твою закалку,
То-то люблю тебя, как собака палку!
Крепче целуйтесь, ребята! Хава нагила!
Наша кругом Отчизна. Наша могила.
Дышишь, пока целуешь уста и руки
Саре своей, Эсфири, Юдифи, Руфи.
Вот он, мой символ веры, двигавшей горы,
Тоненький стебель последней моей опоры,

Мой стебелек прозрачный, черноволосый,
Девушка милая, ангел мой горбоносый.
 


 

17 комментариев or Оставить комментарий
Comments
nebotticelli_xl From: nebotticelli_xl Date: Ноябрь, 24, 2011 20:24 (UTC) (Ссылка)
За этот стих можно многое простить.
tuchiki From: tuchiki Date: Ноябрь, 24, 2011 20:29 (UTC) (Ссылка)
Для этого и приведен. Пусть болтает, коли не лень ему.
Но пусть пишет такие стихи.
demetrius1208 From: demetrius1208 Date: Ноябрь, 25, 2011 09:54 (UTC) (Ссылка)
А как в целом Вы относитесь к Быкову? У меня к нему сложное отношение, но, скорее, со знаком плюс.
tuchiki From: tuchiki Date: Ноябрь, 25, 2011 16:05 (UTC) (Ссылка)
Я не могу не видеть явных признаков моцартовской гениальности во всем, до чего он дотрагивается:
Книги, поэзия, публицистика. Даже наблюдать его в роли теле-ведущего в "Картине маслом" - наслаждение.
Вместе с тем, каждая следующая его книга хуже, мельче, неряшливей предыдущей. От "Пастернака" - вниз к "Горькому -вниз к "Окуджаве" ". Сверх-плодовитость и всеядность несовместимы с глубиной.
В этом смысле Эпштейн - явление другого, несравненно высшего порядка.


Edited at 2011-11-25 17:54 (UTC)
dandorfman From: dandorfman Date: Ноябрь, 30, 2011 08:10 (UTC) (Ссылка)
Вместе с тем, каждая следующая его книга хуже, мельче, неряшливей предыдущей

С этим полностью согласен, хоть и первый большой роман - "Оправдание", тоже мало похож на шедевр.
Он - не романист, а резонер. Отдельные фразы - хороши. Мысли, иногда хороши, иногда банальны.
Но как целое - очень плохо. Я имею в виду его романы.
Я не могу понять, почему Вы его относите к евреям?
Он по Галахе, не еврей. Мама - русская. Но дело не только в этом. Отец ушел и он его знал очень мало. Вырос он с русской мамой.
В православие ему не надо было переходить, он никогда не был иудеем, т.е. верующим евреем.
Его позиция по отношению к Израилю совпадает с позицией Хамаса. Т.е. по моему, он - подонок. Тем не менее, пишет именно отдельные фразы и некоторые стихи - хорошо.
Гениальность иногда действительно проклевывается. Этика его, во всяком случае, гениальности соответствует, гении, как правило, большие сволочи. Имею в виду гениальных литераторов. По поводу гениальных инженеров, никакой зависимости нет.
tuchiki From: tuchiki Date: Ноябрь, 30, 2011 15:49 (UTC) (Ссылка)
А я его романов, кроме как из ЖЗЛ-ской серии, не читала вовсе.
Не могу согласиться, что взгляды Быкова на Израиль роднят его с Хамасом.
Если следовать Вашей логике - Пастернак ничем не отличается от Гитлера.
Он ратовал за полную ассимилиляцию евреев, т.е. полное их исчезновение, как этноса.
Таким образом конечная цель у Пастернака и Гитлера была одна и таже. Только первый не стал дожидаться, когда евреи "полностью растворятся" среди других народов, на что им настойчиво советовал пойти кумир советских евревв (и мой тоже, разумеется) Борис Леонидович Пастернак.

P.S. Давно хотела Вас спросить о "любимом ресторане" Киплинга в Сан Франциско. Кто-то из Ваших френдов обещался Вас туда сводить, если Вы его здесь у нас навестите. Ко мне приедут на короткий постой приятели из Москвы, помешанные на ангийской поэзиии и переводах с нее. Для них это было бы атракцией покруге моста "Золотые Ворота".

Edited at 2011-11-30 21:06 (UTC)
dandorfman From: dandorfman Date: Декабрь, 1, 2011 00:40 (UTC) (Ссылка)
Это не кто-то из френдов, это мой двоюродный брат Игорь у которого я гостил в прошлом году.
Он знает про все киплинговские места, но он знает намного больше. Он знает про Сан-Франциско все и еще немножко и историю и архитектуру и все остальное. На уровне доктора наук, который только этим занимается. Когда мы с ним гуляли и я ему задавал вопрос:
- А это что?
следовала часовая лекция, причем очень интересная.
Задайте все вопросы ему в ЖЖ, он Вам там ответит.
Вот его ЖЖ.


http://igormy.livejournal.com/774.html?mode=reply#add_comment
tuchiki From: tuchiki Date: Декабрь, 1, 2011 04:46 (UTC) (Ссылка)
Спасибо. Лично я с ним не знакома, но знаю его по Заметкам Берковича.
Братец у Вас, однако. Переводит не страницами и главами, а книгами.
И отлично переводит!
dandorfman From: dandorfman Date: Декабрь, 1, 2011 02:06 (UTC) (Ссылка)
Пастернак, судя по тому, что он писал, скорее был антисемитом. Сейчас из Сети убрали текст, который полностью посвящен антисемитизму Пастернака. Я, в свое время, его прочел и он меня убедил. Случай, кстати, далеко не единичный.
Кое-что на эту тему у меня здесь.
http://dandorfman.livejournal.com/67529.html?thread=923081
tuchiki From: tuchiki Date: Декабрь, 1, 2011 04:43 (UTC) (Ссылка)
Какой интереснейший обмен у вас получился. Просто наслаждение читать.

Я думаю, что антесемитом он не был. Просто он полагал, что роль иудаизма в духовной истории человечества закончена с отпочкованием от него высшей его формы - христианства. И, следовательно, нужды в народе, принесшим в мир идею Единого больше не существует. Каким бы диким не представлялся нам этот взгляд на вещи, это все-таки далековато от греха антисемитизма.

Вот, доказательство. Пастернак писал:
"Люди, когда-то освободившие человечество от ига идолопоклонства и теперь в таком множестве посвятившие себя освобождению его от социального зла, бессильны освободиться от самих себя, от верности отжившему допотопному наименованию, потерявшему значение, не могут подняться над собою и бесследно раствориться среди остальных, религиозные основы которых они сами заложили и которые были бы им так близки, если бы они их лучше знали. Наверное, гонения и преследования обязывают к этой бесполезной и гибельной позе, к этой стыдливой, приносящей одни бедствия, самоотверженной обособленности, но есть в этом и внутреннее одряхление, историческая многовековая усталость. Я не люблю их иронического самоподбадривания, будничной бедности понятий, несмелого воображения. Это раздражает, как разговоры стариков о старости и больных о болезни” .

как по мне, так это хуже и опаснее, чем бытовой или зоологический антисемитизм.
dandorfman From: dandorfman Date: Декабрь, 1, 2011 13:07 (UTC) (Ссылка)
Вы довольно серьезно все обосновываете. Я не могу на неделе подробно ответить.
Скорее всего, вынесу нашу с Вами дискуссию в отдельную запись в моем ЖЖ и там попробую снова высказать свое мнение в качестве подробного ответа, разумеется уточнив что-то.
tuchiki From: tuchiki Date: Декабрь, 2, 2011 02:09 (UTC) (Ссылка)
Годится. У меня есть "Записные книжки Цветаевой", которых нет на линии.
Там есть,... ой, мама дорогая, чего там только нет.
Может тоже сподоблюсь и выложу.
igor_torick From: igor_torick Date: Январь, 17, 2012 11:25 (UTC) (Ссылка)
Мне откровенно не нравится БЫков :(
tuchiki From: tuchiki Date: Январь, 17, 2012 17:32 (UTC) (Ссылка)
Быков сложный, разный. Поэтому и отношение к нему не простое. Одним словом не определишь.
А вы, Игорь, могли бы одним словом ответить - почему "откровенно не нравится"
igor_torick From: igor_torick Date: Январь, 17, 2012 17:36 (UTC) (Ссылка)
Изначально - своим глупым антисемитизмом, причем именно глупым. Потом - я стал следить за его высказываниями и увидел за ними человека субпассионарного, которого волнует на самом деле только он сам и его собственный комфорт и мне стало противно. Вот и все.
tuchiki From: tuchiki Date: Январь, 17, 2012 18:29 (UTC) (Ссылка)
Неужели приведенный мной текст (стих) не переубедила вас в отсутствии как "глупого"так и какого-либо другого вида быковского антисемитизма. А а энциклопедическая широта знаний, а филологическая ученость, а главное - какое-то фантастически-виртуозное умение выражать себя на кирилице.
Даже в этом споре с лингвистом номер 1, Эпштейном, Быков звучит настолько убедительно, что не сразу даешь себе отчет, что он несет опасный вздор.
Да, он любуется собой, любимым всегда и везде. Но это свойственно всем от рождения наделенным харизмой людям.
Офф топик: Мои знакомые ездили с вами по Израилю и в совершеннейшем восторге.

Edited at 2012-01-17 18:29 (UTC)
igor_torick From: igor_torick Date: Январь, 17, 2012 18:44 (UTC) (Ссылка)
Самое ужасное как раз в том и заключается, что можно быть, талантом, гением, виртуозом и при этом подлецом и дураком...

Я знаю лично очень талантливых писателей, по книгам кажущихся такими приятными и такими неприятными в реале.. И дураками, да.

Спасибо, мне приятно :)
17 комментариев or Оставить комментарий