?

Log in

Записи Друзья Календарь О себе Предыдущая Предыдущая Следующая Следующая
"В Европе собирается нечто как бы уж неминуемое..." - Соня Тучинская
tuchiki
tuchiki
"В Европе собирается нечто как бы уж неминуемое..."

Поразительный отрывок.  Ф. М. Достоевский, ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ  ,  За июль/август 1876-го года.

"... в Европе собирается нечто как бы уж неминуемое. Вопрос о Востоке растет, подымается, как волны прилива, и действительно, может быть, кончится тем, что захватит всё, так что уж никакое миролюбие, никакое благоразумие, никакое твёрдое решение не зажигать войны не устоит против напора обстоятельств.

Но важнее всего то, что уже и теперь выразился ясно страшный факт и что этот факт - есть последнее слово цивилизации. Это последнее слово сказалось, выяснилось; оно теперь известно и оно есть результат всего восемнадцативекового развития, всего очеловечения человеческого. Вся Европа, по крайней мере первейшие представители ее, вот те самые люди и нации, которые кричали против невольничества, уничтожили торговлю неграми, уничтожили у себя деспотизм, провозгласили права человечества, создали науку и изумили мир ее силой, одухотворили и восхитили душу человеческую искусством и его святыми идеалами, зажигали восторг и веру в сердцах людей, обещая им уже в близком будущем справедливость и истину, - вот те самые народы и нации вдруг, все (почти все) в данный момент разом отвертываются от миллионов несчастных существ - христиан, человеков, братьев своих, гибнущих, опозоренных, и ждут, ждут с надеждою, с нетерпением - когда передавят их всех, как гадов, как клопов, и когда умолкнут наконец все эти отчаянные призывные вопли спасти их, вопли - Европе досаждающие, ее тревожащие. Именно за гадов и клопов, хуже даже: десятки, сотни тысяч христиан избиваются как вредная паршь, сводятся с лица земли с корнем, дотла. В глазах умирающих братьев бесчестятся их сестры, в глазах матерей бросают вверх их детей-младенцев и подхватывают на ружейный штык; селения потребляются, церкви разбиваются в щепы, всё сводится поголовно - и это дикой, гнусной мусульманской ордой, заклятой противницей цивилизации. Это уничтожение систематическое; это не шайка разбойников, выпрыгнувших случайно, во время смуты и беспорядка войны, и боящаяся, однако, закона. Нет, тут система, это метод войны огромной империи. Разбойники действуют по указу, по распоряжениям министров и правителей государства....

А Европа, христианская Европа, великая цивилизация, смотрит с нетерпением... "когда же это передавят этих клопов"! Мало того, в Европе оспаривают факты, отрицают их в народных парламентах, не верят, делают вид, что не верят. Всякий из этих вожаков народа знает про себя, что всё это правда, и все наперерыв отводят друг другу глаза: "это неправда, этого не было, это преувеличено, это они сами избили шестьдесят тысяч своих же болгар, чтоб сказать на турок". "Ваше превосходительство, она сама себя высекла!" Хлестаковы, Сквозники-Дмухановские в беде! Но отчего же это всё, чего боятся эти люди, отчего не хотят ни видеть, ни слышать, а лгут сами себе и позорят сами себя? ...   том-то и беда, в том-то и ужас, что это - "последнее слово цивилизации" и что слово это выговорилось, не постыдилось выговориться. О, не выставляйте на вид, что и в Европе, что и в самой Англии подымалось общественное мнение протестом, просьбой, денежными пожертвованиями избиваемому человечеству: но ведь тем еще грустнее; всё это частные случаи; они только доказали, как бессильны они у себя против всеобщего, государственного, своего национального направления.

Вопрошающий человек останавливается в недоумении: "Где же правда, неужели и вправду мир еще так далеко от нее? Когда же пресечется рознь, и соберется ли когда человек вместе, и что мешает тому? Будет ли когда-нибудь так сильна правда, чтоб совладать с развратом, цинизмом и эгоизмом людей? Где выработанные, добытые с таким мучением - истины, где человеколюбие?"
1876, июнь

Ф. М. Достоевский, ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ  (http://magister.msk.ru/library/dostoevs/dostdn08.htm)

 


 

 


10 комментариев or Оставить комментарий
Comments
amiram_g From: amiram_g Date: Июнь, 9, 2011 20:52 (UTC) (Ссылка)
Невероятно, я даже не помню этого фрагмента, спасибо!
tuchiki From: tuchiki Date: Июнь, 10, 2011 00:56 (UTC) (Ссылка)
особенно потрясает про оспаривание очевидных фактов в народных парламентах Европы.
nebotticelli_xl From: nebotticelli_xl Date: Июнь, 10, 2011 18:15 (UTC) (Ссылка)
Тогда, может, и потрясало. сейчас - стало нормой, привыкли. Политкорректностью назвали.
alsit25 From: alsit25 Date: Июнь, 19, 2011 22:00 (UTC) (Ссылка)
Я заметил в списке друзей Э.Бормашенко.. Обалденно умный человек! Да еще сынок моего школьного учителя.
tuchiki From: tuchiki Date: Июнь, 20, 2011 00:48 (UTC) (Ссылка)
Он у меня в Интересах, а не в друзьях, к сожалению.
Иметь его в друзьях - об этом можно только мечтать -
Умный - мало сказать. Гениальный.
Но у него нет ЖЖ. Он публикуестся только на сайте Берковича.
А Вы его знаете по Харькову еще?
А интересно, его отец был религиозным?
alsit25 From: alsit25 Date: Июнь, 20, 2011 01:29 (UTC) (Ссылка)
Ну да, я сообразил потом. Не не был, скорее всего, но ужасно обоятельный и веселый, Нет не знал, разные поколения, Но на него оказал влияние другой мой школьный учитель,да и друг и по сей день, Петр Быстрик, в части обращения в идуаизм. А в части публицистической, видимо, Воронель ( ЖЖ 22) если Вы заметили.
tuchiki From: tuchiki Date: Июнь, 20, 2011 01:42 (UTC) (Ссылка)
Да, заметила. И Воронеля прочла идя по его ссылкам.
Но Бормашенко как публицист, на мой взгяд, совершенно недосигаем.
Ни для кого, включая Воронеля.
alsit25 From: alsit25 Date: Июнь, 20, 2011 01:49 (UTC) (Ссылка)
Да уж , Воронель начинает обычно во здравие,но уши рациоанализма уже на второй странице лезут.И начинается дурная публицистика. Если ЭБ таки доберется до наших краев, то надо бы ему цикл выступлений оргзнизвать, как оппоненту его Пете Полонскому -религиозному просветителю трепачу, В Пало Алто это просто, а вот в СФ у вас есть концы?
tuchiki From: tuchiki Date: Июнь, 20, 2011 02:05 (UTC) (Ссылка)
Да, Полонский у нас выступал.
Я знаю "в лицо" нескольких хабадских раввинов в СФ и ходила одно время в домашнюю синагогу одного из них и там мне очень пригодился великолепный (на мой взгяд) манахаимовский "Врата Молитвы". Но теперь не хожу... Не сложилось у меня, не вышло... Бормашенко оказал на меня огромное влияние, но видимо недостаточное.
Эдуарда знает здесь такое ничтожное число людей, что найти тех, кто захочет его услышать, будет трудно, если не сказать невозможно.
Но я дама поехала бы куда угодно...
alsit25 From: alsit25 Date: Июнь, 20, 2011 03:14 (UTC) (Ссылка)
ну тут же не об иудаизме речь идет,Бормашенко пишет на темы культурологические т.с. И отсылает не только к Рамбаму но и европейской мысли, но по делу.. Ладно у него тут дочка в Стэнфорде учится,доедет ..
а там видно будет.
10 комментариев or Оставить комментарий