?

Log in

Записи Друзья Календарь О себе Предыдущая Предыдущая Следующая Следующая
Про младенца Моисея, выловленного в Днепре и кое-что другое.... - Соня Тучинская
tuchiki
tuchiki
Про младенца Моисея, выловленного в Днепре и кое-что другое....
Ольга Белова - Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН. 
Сфера научных интересов — этнокультурные контакты славян и евреев Восточной Европы, фольклор, традиционная духовная культура. Автор книг «Славянский бестиарий» (2000), «Народная Библия: Восточнославянские этиологические легенды (2004), «Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции» (2005).

Вот любопытнейший отрывок из ее исследования, посвященного народным представлениям восточных славян о "чужих" этносах.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 Среди материалов Тенишевского архива встретилось любопытное свидетельство, записанное в конце XIX в. на Вологодчине. Это своеобразная сводка крестьянских представлений о людях, принадлежащих другим конфессиям: "При оценке людей другой веры крестьяне принимают во внимание не столько веру, сколько ту общую молву, которая соединена с той или другой нацией, исповедывающей известную религию. Так, о лицах магометанской религии крестьяне судят по туркам и татарам <...> "Магометана кланяються двум богам: Алаху и Магомiету. Магомiут жывёт на семуом небе, а Алах - на десятом. Алах и Магомiет оба суровы, и турки и татара тожо эдакие: потому какуоф Бохъ, такуоф и прихуот". [Турки и татары не любят христиан. Убить христианина для них - как доброе дело сделать. Имеют много жен <...> После смерти магометане попадают в ад. В рай их пускать нельзя - там будет очень тесно. На вопрос собирателя: если магометанин живет праведно и с одной женой, куда он попадет? отвечает - "Не знаю". По размышлению решает, что] можно и в рай, так как достоин. [Прозвища-дразнилки татар:] свинуоё ухо, проклятый Магомет, бритолобый поросенок, кутынка (от тат. кутыны - задница) <...> // [Собиратель отмечает, что в народном сознании татары равны туркам.]

Евреи - наруот хитрый и жадный. Христа продали за 30 серебреников. За што Бох отняў у йих родину, пускай живут на цюжих землях. Бох любиў раншэ йих, а как Христа роспели, так Бог от и прогнивиўсё. Худо йим будёт на туом свите. Жыды первыё пойдут в ат. Евреи будут дiесвовать (действовать, существовать) до концины мiра, до фторуова пришесвiя Христа. Из jихнова рода произойдет сам Антихрист. [О вере евреев не знают, только:] Жыды не вирят во Христа. [Зачастую по вере евреев смешивают с татарами.] Евреи женятся на мнуогихъ жонах и как татары не йидят свинину <...>

Немци не вирят во Христа (слыхал от одново странничка), [немцы никогда не постятся, все машины сделаны немцами].

[Католики - "латыны".] Латыны муолятьсё нашому Богу и ещо своему папе; во Христа и в Божью Матерь вирят <...>

[О вере французов.] Кажитьсё, нашу руськую веру [исповедуют]. У наших русских с французами дружба большая; а коли бы вера была разная, так тут уж никакиё бы дружбы не было. Небуось нашы не дружатьсё с туркой - а почему? Да потому самому, що веры неодинаковы; турки не вирят в нашова Христа <...>" (Архив Российского этнографического музея, ф. 7, оп. 1, д. 376 (Вологодская губ., Тотемский у., зап. И. Суворов, 1899). л. 11-17).

Как видно из приведенного фрагмента, представления крестьян о вере их "оппонентов" носили крайне расплывчатый характер. Значимым для информантов был минимальный набор "опознавательных знаков", с помощью которого можно было идентифицировать иноверца. Показательно при этом сближение и почти отождествление турок, татар и евреев на основании одного признака - неупотребления в пищу свинины. Данный признак становится единственным показателем, передающим, с точки зрения вологодских крестьян, суть и мусульманства, и иудаизма. Аналогичные представления бытуют и в других регионах славянского мира. Так, с точки зрения болгар, турки и евреи - одной веры, поскольку и те и другие делают обрезание и не едят свинину (Тодорова 2001: 91).
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
По моему, изумительно интересно, познавательно и даже злобдневно - "В рай их (магометян) пускать нельзя - там будет очень тесно". 
У Владимира Даля есть такой сборник " О повериях, суевериях и предрассудках русского народа". В нем представлены доказательства языческих верований в русалок, леших, домовых и прочую нечисть в среде русских славян  через много веков после принятия ими христианства. Однако это совсем не означает (хотя и не исключает), что сам Даль верил в барабашек. Примерно тоже самое можно сказать об Ольге Беловой. Одно дело, - украинцы-чумаки, с их фанстастической легендой о выловленной в Днепре корзинке с младенцем Моисеем и об  ИХ невероятной теории происхождения картавости у евреев. И совсем другое дело - доктор наук Ольга Белова, которая изучает эту и другие легенды.

Евреям не должно путать голос нарэйтора и объекта, о котором этот голос рассказывает, и обижаться, и тем более, глумиться, не над теми, над кем следует.

Вот кого надо ненавидеть, высмеивать, а лучше всего - от бедра по печени, - по всем по ним, дядьям, мамкам и лялькам-вундеркиндам двухгодовалым, сведущим в географии. Ну, это, конечно, грубый отход в сторону, от затронутой темы.

Мне, в принципе, и своего собственного, отдельно взятого мнения, более, чем достаточно.
"Но все же, все же, все же" - вот вам интереснейшая статья Ольги Беловой, опубликованная в "Booknik.ru" -  более чем достойного уровня  русскоязычный еврейский портал с подзаголовком - "Еврейские темы и тексты".
4 комментария or Оставить комментарий
Comments
maarbolet From: maarbolet Date: Ноябрь, 9, 2010 21:07 (UTC) (Ссылка)
Ну, само сабой, что евреям не следует обижаться! Зачем? Вотыще! Она ведь не сборник рецептов приготовления мацы их православных младенцев зачитывает, правда же? Нет-нет, мы найдем другого доктора филологии, который собирает рецепты мацы и верования в рецепты мацы славянами - и вот его, этого другова Доктора, и будем глумить! Это будет умно и порядошно с нашей стороны.
А потом мы найдем доктора географических наук и он нам прочтет реферат на тему славянского поверья про то, как евреи в войну все поголовно прятались в Ташкенте, городе хлебном, а на фронт не ходили - на него мы обижаться тоже не станем, потому как вдруг он сам так и не думает, а тока повторяет в силу должности?
akrav From: akrav Date: Ноябрь, 10, 2010 01:28 (UTC) (Ссылка)
            Не следует обижаться, да.  Обида, а тем более ОБИДА, ВЫСКАЗАННАЯ ВСЛУХ -- признак слабости, неуверенности в себе, признак подчинённого и униженного положения.
            В этом смысле американцам можно позавидовать:  слыша или читая вздор, который рассказывают о них и об их стране, они смеются или презирают, или (ещё чаще) игнорируют -- но никогда не испытывают гнева или обиды.
            А евреи в такой ситуации почему-то немедленно начинают выяснять отношения с любым дураком или мерзавцем.  Взгляните, например, вот на эту статью http://ga lkovsky.livejournal.com/174978.html#cutid1 и на отзыв на неё еврейского благонамеренного лопуха yanb'a:  http://gal kovsky.livejournal.com/174978.html?thread=38270082#t38270082 [в обоих линках надо убрать пробел].  Шёл человек по дороге, увидел собачью кучку;  но, вместо того, чтобы переступить и идти дальше -- остановился начал выяснять отношения с автором кучки, объясняя собаке, как она неправа что гадит и что воняет.  И получил закономерный результат.

maarbolet From: maarbolet Date: Ноябрь, 10, 2010 03:37 (UTC) (Ссылка)
;-))) Мирси за уроки! Жаль, что я давно-давно выросла из них. Но все равно - спасибо, в следующем гильгуле они таки могут пригодиться

Edited at 2010-11-10 03:37 (UTC)
vagueliq From: vagueliq Date: Ноябрь, 21, 2010 00:38 (UTC) (Ссылка)

gervasiyys


Автор вы честь и хвала, так держать.
4 комментария or Оставить комментарий